Памятник Мендельсону (Лейпциг)


Памятник Мендельсону (нем. Mendelssohn-Denkmal) — посвящённый памяти Феликса Мендельсона-Бартольди монумент в немецком городе Лейпциг в федеральной земле Саксония. Расположенный поблизости от западного портала церкви св. Фомы, он является точной копией утраченного в 1936 году памятника, стоявшего у здания Нового концертного зала.

Памятник установлен на Ринге Дитриха (нем. Dittrichring) — западной стороне кольцевой улицы Ринг-штрассе в окружающем Внутренний город парке-променаде. Бронзовая фигура композитора, одетого по моде XVIII века и закутанного в длинный плащ наподобие римской тоги высотой 2, 8 метров возвышается на ступенчатом четырёхметровом постаменте из серого и красного гранита. Мендельсон изображён в полный рост, раскованно опирающимся на пюпитр и сжимает в левой руке лист нотной бумаги, в то время как его правая рука держит дирижёрскую палочку — указание на его успешную дирижёрскую карьеру в Лейпциге. У ног Мендельсона на ступенях постамента восседает Евтерпа, опирающаяся на лиру; над ней золотыми буквами выведено имя композитора. По сторонам — парные фигуры музицирующих и поющих путти, а также бронзовые медальоны, символизирующие светскую и духовную музыку.

Идея воздвигнуть памятник Мендельсону-Бартольди, прославившемуся в Лейпциге как капельмейстер Гевандхауса и основатель первой немецкой консерватории, была озвучена в 1868 году вместе с основанием соответствующей инициативной группы. Достаточное количество средств удалось собрать, однако, лишь спустя 20 лет. Проект памятника подготовил скульптор Вернер Штайн (нем. Werner Stein, 1855—1930) — ученик Иоганна Шиллинга. Официальное открытие монумента, отлитого в брауншвейгской мастерской Германа Ховальда и установленного в новом парадном Квартале музыки перед зданием второго Гевандхауса, состоялось 26 мая 1892 года.

С приходом к власти национал-социалистов, стремившихся к утверждению расово-гомогенного общества, судьба памятника, прославляющего урождённого, хотя и принявшего крещение еврея, оказалась под вопросом. Только благодаря позиции обербургомистра Гёрделера памятник не был снесён сразу же. Воспользовавшись временным отсутствием Гёрделера в Лейпциге, 9 ноября 1936 года его заместитель Рудольф Хааке (нем. Rudolf Haake, 1903—1945) постановил устранение монумента. Гёрделер, которому по возвращении не удалось добиться восстановления памятника, в том же месяце подал в отставку, уйдя впоследствии в оппозицию режиму.[1] Гранитный постамент памятника был в 1942 году продан местному каменотёсу; судьба бронзовых фигур остаётся неизвестной: предположительно, они были отправлены на переплавку в военных целях.