Пермская епархия


Пермская епархия — епархия Русской Церкви, объединяющая приходы и монастыри в южной части Пермского края. Входит в состав Пермской митрополии.

Пермские земли с начала христианизации входили в состав Новгородской и Ростовской епархий. Набиравшие политическую силу Московские князья стремились ослабить обширную новгородскую республику, поэтому перевели все пермские земли в состав более подвластной им Ростовской епархии. С распространением христианской проповеди благодаря трудам святого Стефана Пермского в 1383 году из Ростовской епархии была выделена особая Пермская епархия с кафедрой в Усть-Выми, в ведении которой находился весь северо-восток русских земель, а также христиане Урала и Сибири. В условиях труднодоступности и отдалённости от великого Московского князя, пермские архиереи часто занимались не только церковным служением, но и участвовали в государственном управлении на подопечных территориях.

На Руси «Пермью» традиционно назывались земли по Вычегде (юго-запад современной Республики Коми и юго-восток Архангельской области), а соседние земли на Верхней Каме, вошедшие в XIV веке в сферу влияния русских первопроходцев, стали именоваться Пермью Великой с административным центром в Чердыни. Территория изначальной Перми Великой охватывала лишь север современного Пермского края.

Для полнейшего искоренения прежней новгородской вольницы, в 1492 году по повелению самодержавного Великого Московского князя Иоанна III к Пермской епархии была присоединена Вологда с обширными бывшими новгородскими землями. Но уже в 1589 году Вологда стала кафедральным центром Пермской епархии, чьи архиереи стали именоваться «Волого́дскими и Великопе́рмскими».

В составе епархии в XVIXVII веках особым статусом обладал Чердынский Богословский монастырь. Эта обитель получила в 1580 году жалованную грамоту от Ивана Грозного, которая давала ему большую самостоятельность в хозяйственных и духовных делах, причем эту грамоту подтверждали вновь вступающие на престол русские цари в 1586, 1600, 1608, 1615 и 1624 годах[1]. Также Пыскорский монастырь и ещё несколько церквей Прикамья имели ставропигиальное управление и подчинялись непосредственно московским митрополитам, а впоследствии — патриархам всероссийским.