Перье, Франсуа (художник)


Франсуа Перье (Перрье; фр. François Perrier; около 1594[1], Понтарлье — 2 ноября 1649[1][2], Париж[2]) — французский живописец академического направления, представитель «большого стиля» эпохи короля Людовика XIV. Художник-педагог.

Будущий художник родился в городке Понтарлье (современное население — 22,5 тысяч человек) в провинции Франш-Конте на западе Франции неподалёку от современной франко-швейцарской границы. Его первым учителем был отец, провинциальный живописец (в некоторых источниках, вероятно ошибочно, именуется ювелиром). Ту же профессию избрали два его сына — Франсуа и его гораздо менее известный брат, Гийом (фр.).

Около 1620 года Франсуа Перрье из глубоко провинциального Понтарлье переехал в Лион, где продолжил своё обучение живописи, на этот раз — у маститого художника, Ораса Ле Блана (фр.). Из Лиона Перрье в 1624 году отправился в Рим, где поступил учеником в мастерскую художника-итальянца Джованни Ланфранко. Считается, что он помогал учителю в росписи римской базилики Сант-Андреа-делла-Валле, однако степень его вклада трудно выяснить. Уже вскоре Перрье был принят в римскую Академию Святого Луки, что предполагало признание его статуса как самостоятельного живописца.

Не позднее 1629 года Перрье вернулся во Францию, где помогал своему бывшему учителю Ле Блану и Жаку Саразену в создании росписей лионской церкви Сан-Брюно-ле-Шартрез (фр.), изображавших житие святого Бруно Картезианца (во французском произношении Брюно Шартреза), основателя одноименного монашеского ордена. Эти фрески до нас не дошли.

Уже в 1630 году Перрье переехал в Париж (неизвестно, бывал ли он ранее в этом городе), где стал помощником Симона Вуэ, королевского живописца, который за несколько лет до этого возглавлял папскую академию Святого Луки в Риме в период, когда Перрье был принят туда. В Париже Перрье участвовал в росписи церквей и дворцов высшей аристократии, писал картины, пробовал себя в гравюре, имел мастерскую и многих учеников, среди которых особенно выделялись Шарль Лебрен и Шарль Альфонс Дю Френуа.

Однако всего четыре или пять лет спустя Перрье снова отправился в Рим, куда прибыл к 1635 году и где прожил не меньше десяти лет. Здесь Перрье вновь занимался росписями дворцов высшей аристократии (декоративные росписи потолочных плафонов, а иногда и стен в те времена оплачивались едва ли не более щедро, чем станковая живопись), создал цикл фресок, посвящённый житию святого Доминика, для одного из монастырей (Сан-Бьяджо в Тиволи), а также успешно торговал антиквариатом.