Победа стран «оси» в художественных произведениях



Победа во Второй мировой войне стран оси, прежде всего нацистской Германии и Японской империи, — одна из популярных концепций художественных произведений, написанных в жанре альтернативной истории[1][2][3], часто антиутопической.

Наряду с предметом изучения довоенной футурологии и основанных на документальном экспертном анализе научных и научно-популярных работ историков, политологов и др., победоносная для стран Оси Вторая мировая война служит основой сюжета в большом количестве фантастических произведений культуры (книг, кинофильмов, компьютерных игр и др.) послевоенного времени.

Зачастую художественное осмысление темы содержит более смелые предположения о возможных вариантах развития истории и общества, чем это могут себе позволить эксперты в рамках научного анализа.

По данным «Alternate History Month», победа стран «оси» является одним из двух наиболее часто используемых в альтернативно-исторических произведениях на английском языке сюжетов (наряду с Гражданской войной в США)[4], причём, согласно прозвучавшим на конвенте «Уолдкон» (англ. Worldcon) в 2001 году цифрам[5], основывающимся на статистике базы данных Uchronia[6], период Второй мировой войны прочно удерживает первенство (на втором месте Гражданская война в США, на третьем — революция в России и Первая мировая война). Немецкая газета Die Welt считает, что наблюдается всплеск интереса к теме и победа Рейха в войне — исходная посылка едва ли не двух третей альтернативно-исторической фантастики[7].

В настоящей статье описываются наиболее значимые художественные произведения жанра. Разделение на регионы и их порядок — по степени представленности в рамках предмета статьи. Внутри регионов страны перечисляются по алфавиту. Произведения даются хронологически, по годам их выхода в свет. Пограничные случаи замыкают настоящую статью.

Ниже представлены аналитические, публицистические труды и литературные антиутопии, увидевшие свет до и во время Второй мировой войны. Поскольку до войны не был известен ни итог последней, ни даже сама её определённость, такие произведения не могут быть отнесены к жанру альтернативной истории — эта история на тот момент ещё не стала альтернативной, но была лишь вероятностью, — однако являются образцами другого жанра, футурологии, научного либо художественного прогнозирования будущего.