Поттер, Питер Симонс


Питер Симонс Поттер (нидерл. Pieter Symonsz Potter; 1597, Энкхёйзен, Северная Голландия — 4 октября 1652, Амстердам) — голландский живописец, рисовальщик Золотого века искусства Голландии. Мастер натюрморта, картин пейзажного, анималистического и портретного жанров[4].

Питер Поттер родился в семье стекольных дел мастера Симона Якобса и Дьеве Симонс. По сведениям нидерландского историографа Арнольда Хоубракена, автора жизнеописаний «Великий театр нидерландских художников и художниц» (De Groote Schouburgh der Nederlantsche Konstschilders en Schilderessen, 1718—1721), Питер Симонс Поттер был городским секретарем Энкхёйзена, женился на дочери Паулюса Бертиуса и был отцом живописца Питера Поттера Первого, что делало его дедушкой Питера Поттера Второго, Паулюса и Марии Поттер[5]. По данным RKD (Нидерландский институт истории искусств), его женой была сестра художника Виллема Барциуса, и он был отцом, а не дедушкой Питера Второго, Паулюса и Марии[6].

Предполагают, что Питер Симонс учился росписи по стеклу и живописи у отца. В 1625 году, когда Питер жил ещё в Энкхейзене, в семье родился первенец, будущий художник Паулюс (Пауль) Поттер, слава которого впоследствии превзошла отцовскую. В 1628 году Питер вступил в гильдию стекольных мастеров Лейдена, а годом позже её возглавил. К концу 1620-х годов Поттер увлёкся станковой живописью, вырабатывая натуралистическую манеру письма. Художник работал в самых разных жанрах, но известен главным образом картинами бытового жанра, крестьянскими пейзажами и натюрмортами. Ранним произведениям на библейские сюжеты, например «Жена Потифара обвиняет Иосифа» (1629), присущ оттенок маньеризма, что сказывается в вытянутых пропорциях фигур и усиленной перспективе.

В 1646 году он стал членом делфтской Гильдии Святого Луки и членом «Братства живописцев» (Confrerie Pictura) в 1647 году (хотя эта запись в архивах Гаагской гильдии может иметь отношение к его старшему сыну Петру)[6].

Вероятно, в Лейдене появились первые пейзажи Питера Поттера. Крупноформатный пейзаж, купленный лейденским историком Яном Орлерсом, был оценён в 1640 году как самое значительное произведение из его собрания. Одна из лучших поттеровских работ сочетает в себе элементы пейзажа и библейского сюжета и представляет апостола Павла, ведущего жизнь отшельника в пустыне с прилетевшим к нему орлом.