Пьяццетта, Джованни Баттиста


Джованни Баттиста (Джамбати́ста) Пьяцце́тта итал. Giovanni Battista Piazzetta, 13 февраля 1683 (или 1682[1]), Венеция — 29 апреля 1754, Венеция) — итальянский живописец и рисовальщик венецианской школы периода сеттеченто (восемнадцатого века). Работал в характерном для этого периода венецианского искусства барочно-рокайльном стиле, своеобразно сочетающем элементы барокко и рококо[2][3].

Джованни Баттиста Пьяццетта родился 13 февраля 1683 года в Венеции в семье скульптора и резчика по дереву Джакомо Пьяццетты, у которого он научился резьбе по дереву. С 1697 года Пьяццетта учился у художника Антонио Молинари. Сам Пьяццетта в письме Анджело Николози от 10 августа 1744 года указал своим первым учителем венецианца Сильвестро Манайго. По другим словам Пьяццетты он в 1703—1705 годах учился живописи в Болонье у Джузеппе Марии Креспи, хотя Креспи не имеет никаких записей о таком обучении[4]. Тем не менее произведения Креспи, как и Чиньяни, произвели на двадцатилетнего художника глубокое впечатление. Пьяццетта действительно нашёл вдохновение в искусстве Креспи, в котором cветотень живописного искусства Караваджо превратились в идиому. Большое впечатление на него также произвели алтарные образы, созданные другим болонским художником Гверчино[5].

Около 1710 года Пьяццетта вернулся в Венецию. Там он постепенно завоевал признание в качестве ведущего живописца. В 1727 году был принят в болонскую Академию Клементина (Accademia Clementina)[6]. В 1750 году Пьяццетта возглавил «Школу обнажённой натуры» (Scuola di Nudo) при Венецианской Академии изящных искусств и стал отдавать много времени преподаванию. Среди учеников его мастерской были Доменико Маджотто, Франческо Даджи, Иоганн Генрих Тишбейн Старший, Антонио Маринетти, Пауль Трогер, М. Унтербергер, Ф. А. Краус[7].

Сотрудником его мастерской был гравёр Джованни Марко Питтери, который награвировал многие из его живописных работ, а также рисунки к изданию «Освобождённый Иерусалим» (1745). Среди молодых художников, подражавших стилю Пьяццетты, были Джованни Баттиста Писсати, Джулия Лама, Федерико Бенкович и Франческо Полаццо[8].

Несмотря на всеобщее признание, последние годы жизни живописца были печальными. Он провёл их в бедности, болезнях и одиночестве. Скончался 28 апреля 1754 года в своём доме в Венеции.

Джамбаттиста Пьяццетта писал алтарные картины, портреты, картины бытового жанра. Испытав влияния «болонцев», Караваджо и Рембрандта, в дальнейшем придерживался «демократического направления» в живописи, находясь в оппозиции к официальному академическому искусству Венецианской республики, представленному творчеством Себастьяно Риччи и Джованни Пеллегрини[9].