Ранние буддийские тексты


Ранние буддийские тексты (РБТ), также ранняя буддийская литература — тексты, имеющие аналоги в разных ранних буддийских школах. Общепризнанной и наиболее изученной составляющей РБТ являются первые четыре палийские никаи, а также соответствующие китайские агамы[1][2][3][4]. Помимо них часть учёных относит к РБТ некоторые части винаи, например, патимоккхи различных буддийских школ, и самые ранние тексты Абхидхармы[5].

Помимо больших коллекций на пали и китайском языках существуют фрагментарные сборники РБТ на санскрите, хотанском, тибетском и гандхарийском языках. Современное изучение досектантского буддизма часто опирается на сравнительное исследование ранних буддийских источников[6][7].

Различные буддологи, такие как Ричард Гомбрих  (англ.), Акира Хиракава, Александр Уинн и Энтони Вордер, считают, что РБТ содержат материал, возникновение которого может быть прослежено до самого исторического Будды или, по крайней мере, до ранних лет досектантского буддизма[8][9][10]. По мнению японского учёного Акиры Хиракавы, «любая попытка установить подлинные учения исторического Будды должна основываться на этой литературе»[11].

В буддизме Махаяны эти тексты иногда называют текстами «Хинаяны» или «Шравакаяны  (англ.)» и не считают махаянскими произведениями.

Среди ранних буддийских текстов встречаются разные жанры, в том числе прозаические «сутты» (санскр. sūtra), монашеские правила (виная), различные формы стихотворных композиций (например, гатха и удана), смешанные прозаические и стихотворные произведения (гейя), а также списки (матики) монашеских правил или доктринальных положений. Большая часть ранней буддийской литературы относится к «суттам» или «сутрам». Сутры обычно скомпонованы в сборники, называемые никаями или агамами, которые образуют «Сутта-питаку» (санскр. Sūtra Pitaka, «корзина сутр»), входящую в свод ранних буддийских канонических текстов Трипитаку («три корзины»). Сутты обычно имеют доктринальное, духовное и философское содержание.

Существуют РБТ разных школ, в основном Тхеравады и Сарвастивады, но есть и материалы, принадлежащие Дхармагуптаке, Махасангхике, Махишасаке и Муласарвастиваде[12].