Рака трёх волхвов


«Рака трёх волхвов», или «Рака трёх Святых королей» (нем. Dreikönigsschrein) — самый большой реликварий Западной Европы, общепризнанный шедевр маасской школы средневекового искусства. Изготовлен в 1181—1220 годах для хранения в Кёльнском соборе мощей Трёх царей, которые, по преданию, первыми пришли с дарами поклониться младенцу Христу. В 344 году медиоланский епископ Евсторгий привёз из Константинополя мощи «Трёх Святых королей». Восемь столетий спустя, в 1164 году, Милан был взят и разорён войсками императора Фридриха Барбароссы. Он завладел церковными святынями и передал их в дар своему верному союзнику — кёльнскому архиепископу Райнальду фон Дасселю.

В Средние века такой дар имел не только духовное, престижное, но и материальное значение: мощи святых привлекали в храмы множество паломников и, соответственно, денежные средства. Епископ Райнальд с триумфом привёз мощи в Кёльн, и с тех пор они считаются главной христианской святыней города. Паломничество к мощам волхвов играло существенную роль как в религиозной, так и в экономической жизни Кёльна. Короны трёх волхвов по сей день украшают городской герб.

Раку создал знаменитый золотых дел мастер, ювелир, эмальер, скульптор и чеканщик Николя из Вердена. Он был последователем, возможно, учеником, валлонского мастера, каноника монастыря Хью — Годфруа де Хью, или Годфруа де Клэра (Godefroid de Claire, ок. 1100—1173)[1].

Николай Верденский начал работу над реликварием в 1181 году, а закончили кёльнские мастера в 1220 году. Деревянный корпус раки обит позолоченными медными и серебряными пластинами. Фигуры выполнены методом чеканки. Только передняя сторона почти полностью изготовлена из листового золота. Мощи каждого из трёх царей покоятся в отдельном саркофаге. В целом пирамидальная конструкция (два саркофага внизу и один над ними) по композиции напоминает базилику. Её ширина 110 см, высота 153 см, длина 220 см.

На продольных сторонах раки изображены сидящие ветхозаветные цари и пророки, а в его верхней части — апостолы. Изображён и Райнальд, архиепископ кёльнский. Кромки и конёк реликвария увенчаны узором тончайшей работы в виде вьющихся растений. Внизу, на задней стенки раки, изображены сцены Бичевания и Распятия Христа, а вверху, в окружении святых великомучеников Феликса и Набора, представлен благословляющий Христос с тремя аллегорическими фигурами христианских добродетелей — Веры, Надежды и Любви. Рака украшена эмалями, филигранью и полудрагоценными камнями. Для украшения реликвария было использовано не менее тысячи разноцветных минералов и жемчужин, а также античные камеи[2].