Ризенер, Анри-Франсуа


Анри−Франсуа Ризенер (фр. Henri−François Riesener; 19 октября 1767, Париж — 7 февраля 1828, Париж) — французский живописец немецкого происхождения. Мастер парадного светского портрета. Характерный представитель неоклассицизма и раннего романтизма. Создатель портретов Наполеона и Александра I.

Анри-Франсуа Ризенер происходил из семьи знаменитых краснодеревщиков, выходцев из Германии. Его отец, Ж.−А. Ризенер (1734−1806), был не только талантливым мебельщиком при дворе Людовика XVI, но также и изобретателем — его детище, «механизм для откидывания цилиндрической крышки бюро», до настоящего времени в трансформированном виде находит широкое применение в современной мебели. Знаменитое бюро короля Людовика XV работы Ж.−А. Ризенера было начато его учителем Ж.−Ф. Эбеном, с кончиной которого в 1763 году мастерская, перешла по наследству ученику, который так же женился на вдове учителя Франсуазе Маргарите (урождённой Вандеркруз). Дочь Франсуазы Маргариты Эбен от первого брака, Виктория — мать художника Эжена Делакруа.

Семейство Ризенеров было весьма состоятельным. Произведения их стоили дорого, французские заказчики не всегда успевали вовремя расплатиться, но недостатка в желающих стать обладателями изделий мастерской Эбена, позднее — Ризенера, не было. Клиенты, среди которых случались и богатые иностранные заказчики, банкиры и аристократы, сполна покрывали расходы. Мода того времени требовала использования античных мотивов как в общем облике произведений, так и в виде включения характерных элементов декора. С 1769 года Ж.−А. Ризенер становится официальным поставщиком королевской мебельной коллекции (фр. Garde-Meuble) и получает в 1774 году звание «королевского краснодеревщика» (фр. ébéniste du roi); в дальнейшем — фактически осуществляет преобразование стиля Людовика XV в стиль Людовика XVI, или французский неоклассицизм. Ризенер первым стал использовать достаточно сложную по технологии производства золочёную бронзу. Всё это способствовало общению со специалистами, учёными, в числе их был и знаменитый мастер бронзового литья Пьер−Филипп Томир (1751−1843), и один из самых известных французских естествоиспытателей эпохи минералог-академик Габриель Делафос (1795−1878). Таким образом, семейство Ризенеров поддерживало тесные отношения с представителями научно−технической среды. В такой атмосфере рос и воспитывался будущий художник.

Анри−Франсуа первоначально учился живописи у А. Вестье, а затем продолжил учёбу в Королевской академии живописи, скульптуры и архитектуры у Ф.−А. Венсана, позднее — у Ж.-Л. Давида. Во время революции он вступил в армию и принимал участие в войнах, которые вела Французская республика.