Ромбовидный танк


«Ромбовидный» танк — собирательное название танков, построенных по «ромбовидной» схеме. Своё название получили из-за характерной формы охватывающего корпус гусеничного обвода, сходного по форме с параллелограммом (или ромбом). Вооружение чаще всего размещалось в спонсонах, башни или боевые рубки отсутствовали. Классическими представителями данного семейства являются практически все британские тяжёлые танки 19161921 годов — серии Mk I — Mk IV, Mk V — Mk V**, Mk VII, Mk IX, британо-американский Mk VIII «Liberty» и некоторые опытные машины периода Первой мировой войны и Интербеллума. В аналогичный период имели место попытки разработки ромбовидных танков в Германии, вылившиеся в создание танка A7VU.

К концу 1914 года Первая мировая война начала входить в позиционную стадию. По обе стороны фронта противники зарылись в землю, опутались рядами колючей проволоки и ощетинились пулемётами. Любая атака стоила огромных потерь, несоизмеримых с достигаемыми результатами. Многие военные понимали, что бронированные боевые машины могли бы решить эту проблему. К тому же, на фронтах уже действовали многочисленные и весьма разнообразные бронеавтомобили, успехи которых только подтверждали вышеупомянутое высказывание. Однако проходимость тяжёлых броневиков оставляла желать много лучшего.

Среди прочего, военные инженеры предлагали использовать вместо колёсного автомобильного шасси гусеничное. Тракторы с гусеничным движителем к тому времени уже активно производились в различных странах (преимущественно — в США), и их технологии в целом были отработаны. В военные институты Великобритании начали поступать проекты разнообразных боевых машин на гусеничном ходу. В конце концов, весной 1915 года при британском Адмиралтействе был создан специализированный «Комитет по сухопутным кораблям». В том же 1915 году им было принято решение о постройке танков. Наибольший интерес у военных вызвали работы инженеров компании William Foster & Co У. Триттона и У. Вильсона.

Постройка первого прототипа началась 11 августа 1915 года, а уже 9 сентября 1915 года «Линкольнская машина № 1» (англ.  Lincoln Machine No.1), как назывался тогда прототип, совершила свой первый испытательный пробег по двору завода «Wellington Foundry». Позднее этот прототип стал известен под названием «Маленький Вилли». Военные остались в целом довольны машиной, однако её проходимость была признана недостаточной: командование британских экспедиционных частей во Франции требовало от машины способность преодолевать ров шириной 2,44 м и стенку высотой в 1,37 м. «Маленький Вилли» же с горем пополам мог перебраться через полутораметровый ров и беспомощно замирал перед стенкой выше 0,6 м[1].