Русское стекло


Русское стекло  — историко-региональная разновидность декоративно-прикладного искусства: изделий из стекла, производящихся в России с XVII века по настоящее время.

Стекло не является столь же распространённым материалом в русском народном искусстве как, к примеру, дерево, ткани или глина (керамика). В XVII—XVIII веках стеклянную посуду делали в южно-русских и западных землях, на Украине, и такое стекло называли «гутным» (польск. huta, от др.-верхн.-нем. hutte — плавильная печь)[1]. В сущности украинское гутное стекло близко так называемому «лесному стеклу», или «вальдглас» (нем. Waldglas — лесное стекло), которое делали в Южной Германии: в Баварии, Тюрингии, Гессене, Вюртемберге, Саксонии и Силезии, а также родственно богемскому стеклу XVI—XVIII веков, в котором один из компонентов (сода) заменён содержащим калий поташем (карбонатом калия). Последний получали из древесной золы, продуктов сгорания дуба и бука. Украинское, как и немецкое «лесное стекло», из-за примесей железа имеет тёмный, зеленовато-синий, иногда почти чёрный цвет.

Тёмный цвет украинского гутного стекла стимулировал искусство многокрасочной росписи белыми, красными, жёлтыми эмалями. Такое стекло называли черкасским, по одному из центров производства — городу Черкассы, основанному во второй половине XIII века южнее Киева на правом берегу реки Днепр.

В царствование Алексея Михайловича Романова в 1669 году в селе Измайлово, загородной резиденции царя (ныне восточная окраина Москвы), устроили «Стеклянный завод». Ранее, в 1630 году стекольное производство близ Москвы, в селе Воскресенском, организовал шведский пушечных дел мастер Юлиан Койет. Сырьём для варки стекла служили местный песок в устье речки Истры, древесная зола и белая глина, которую привозили из Гжели.

На Измайловском заводе работали специально вызванные царём венецианские мастера. Наряду с обычной посудой изготавливали уникальные «потешные» изделия — стаканы, из которых нельзя было выпить не облившись, «свистящие сосуды», издававшие звуки при переливании жидкости, кубки с лепными фигурными деталями, отчасти напоминающие венецианские. Они так и назывались — венецианскими. Завод успешно действовал до 1730-х годов, но обслуживал только потребности царского двора[2].