Свердруп, Отто


О́тто Не́йман Кноф Све́рдруп (норв. Otto Neumann Knoph Sverdrup; 31 октября 1854, Биндал — 26 ноября 1930, Саннвика) — норвежский полярный мореплаватель и исследователь. Считается третьим выдающимся полярником «Золотого века» после Фритьофа Нансена и Руаля Амундсена[1][2]. Кавалер Большого креста ордена Св. Олафа за исследования Канадского Арктического архипелага (1902), золотых медалей Норвежского (1889) и Королевского географических обществ (1903) и множества норвежских и иностранных наград.

Происходил из крестьянской семьи, с ранних лет занимался лесным делом, охотой и рыболовством. С 17-летнего возраста работал в торгово-промысловом флоте, сдав экзамены на штурмана и на шкипера. После знакомства с Александром Нансеном — братом Фритьофа — вошёл в состав Гренландской экспедиции 1888—1889 годов. Далее вошёл в состав Норвежской полярной экспедиции 1893—1896 годов, наблюдал за строительством «Фрама» и был назначен его капитаном и заместителем начальника экспедиции. После выхода Нансена и Юхансена в 1895 году в санный поход к Северному полюсу Свердруп командовал экспедицией и без потерь довёл судно до Норвегии. В сезон 1897 года командовал туристическим лайнером «Лофотен», перевозя охотников на Шпицберген. В 1898—1902 годах Свердруп возглавлял собственную экспедицию в Канадский Арктический архипелаг, которая по своему масштабу была величайшей из норвежских экспедиций. Однако из шестнадцати участников путешествия двое погибли. Были нанесены на карту острова Акселя Хейберга, Амунда и Эллефа Рингнеса и открыто 260 000 км² новых земель. Аннексия территорий, провозглашённая Свердрупом, не заинтересовала правительство, острова в 1925 году были включены в состав Канады. Экспедиционными картами пользовались до 1960-х годов и появления космической навигации[3].

В 1906 году Свердруп переехал на Кубу и пытался стать плантатором в Баракоа, но разорился, неудачей оканчивались все его коммерческие начинания, в том числе на Аляске и в Гренландии, а также на Антильских островах. В 1914—1915 годах по приглашению российского правительства полярник участвовал в поисках экспедиций Брусилова и Русанова, эвакуировал часть экипажа Вилькицкого. В 1920 году руководил спасением парохода «Соловей Будимирович» в Карском море. В 1928 году получил степень почётного доктора Сент-Андрусского университета. Последние годы жизни посвятил реставрации «Фрама» и постройке музея, который был открыт после его кончины.

Имя Свердрупа носят остров в Карском море, острова в море Линкольна, а также пролив между островами Аксель-Хейберг и Миен. В 2000 году Международный астрономический союз присвоил имя Свердрупа кратеру на обратной стороне Луны. Именем мореплавателя названы военный корабль ВМФ Норвегии, пассажирский самолёт и арктический лайнер. Поскольку капитан не умел рекламировать свои достижения, не уступавшие по масштабности Нансену и Амундсену, он оказался быстро забыт широкой публикой.