Слютер, Клаус


Клаус Слютер, Клас де Слютер ван Харлем (нидерл. Claus Sluter, Claes de Slutere van Herlamen ; ок. 1340, Харлем —1406, Дижон) — выдающийся скульптор Северного Возрождения XIV—XV веков бургундской школы. С 1389 года — главный архитектор бургундского двора, придворный художник герцога Филиппа II Смелого. Работал в Брюсселе и Дижоне. Один из основоположников «северного реализма», последователем которого в дальнейшем стал Ян ван Эйк[1].

Клаус Слютер был родом из Нидерландов. О его биографии известно немного. Вероятно, он родился в Харлеме (столица провинции Северная Голландия на западе Нидерландов). Первое обучение прошёл в Брюсселе, где в реестре каменщиков в 1379 году он записан как «Клаас де Слютер ван Герламен». Затем работал в Париже. В 1383 году был принят на работу ко двору Филиппа ле Харди, герцога Бургундского[2].

Герцог Филипп ле Харди отправил мастера в Дижон, где он поселился 1 марта 1385 года вместе с другими каменщиками из Брабанта, чтобы сформировать команду мастеров картезианского монастыря Шанмоль (Charterhouse du Champmol) близ Дижона. Руководить всеми работами герцог поручил архитектору Друэ де Даммартену и скульптору Жану де Марвилю. Клаус Слютер стал «ближайшим помощником алтарного мастера и камердинера монсеньора Жана де Марвиля»[3]. Однако мастер тяжело заболел 1 мая 1389 года и был вынужден закрыть мастерскую. Слютер, в свою очередь, стал официальным художником (l’ymagier) герцога Филиппа II Смелого и 23 июля принял мастерскую Жана де Марвиля. С этого времени мастерская придворных скульпторов и живописцев почти полностью состояла из мастеров фламандского происхождения. Его работа при дворе герцога помимо основных проектов в значительной степени была связана с созданием произведений для уникальных случаев, таких как гербы или знамена для проведения различных торжеств.

Клаус Слютер трудился в должности придворного художника до конца жизни. Однако в 1399 году он серьёзно заболел, покинул свой дом во дворце герцогов, чтобы в 1404 году удалиться в аббатство Сент-Этьен в Дижоне. Он умер несколько месяцев спустя, вероятно, в январе 1406 года, холостым, без детей, его племянник Клаус де Верв, или Клаас ван де Верве (Claus de Werve; ок. 1380—1439), был его единственным наследником, возглавившим его мастерскую.

Основной работой мастера было создание скульптур для картезианского монастыря Шанмоль. Работы были начаты Жаном де Марвилем, продолжены Клаусом Слютером и закончены после его смерти его учеником и племянником Клаусом де Верве.

Слютер создал статуи главного портала собора: в центре Мадонна с Младенцем; по сторонам — донаторы: фигуры коленопреклонённых герцога и его жены со святыми патронами Иоанном Крестителем и Екатериной. Позднее, в конце XVIII века, собор и монастырь были разрушены, уцелели лишь отдельные скульптуры и их фрагменты.