Смерть эго


Сме́рть э́го, также умира́ние созна́ния[1], растворе́ние э́го[2], отчужде́ние э́го[3], избавле́ние от э́го[4], или мисти́ческая сме́рть[5] — явление «полной потери субъективной самоидентичности»[6]. Данное понятие используется в ряде взаимосвязанных контекстов. В аналитической психологии Юнга встречается схожий по значению термин «психическая смерть»[7], описывающий фундаментальную трансформацию психики[8].

Зачастую данным термином описывают кратковременное ощущение утраты «внутреннего „я“» (эго) под воздействием тех или иных психоактивных веществ — в частности, психоделиков (ЛСД, псилоцибина, мескалина, ДМТ, 2-CB, веществ, содержащихся в мухоморе красном, и др.) и некоторых диссоциативов (кетамина, сальвинорина А). В научных исследованиях иногда встречается акроним DIED (англ. drug-induced ego dissolution — «растворение эго, индуцированное психоактивными веществами»)[9]. Например, в таком контексте термин использовал психолог Тимоти Лири, описывая «смерть» своего эго в ходе ЛСД-трипа[6]. Существует мнение, что смерти эго возможно достичь и путём медитации[10].

Джозеф Кэмпбелл считает смерть эго одним из этапов, через которые проходит каждый мифический герой. Концепция смерти эго встречается в мировой мифологии, а также в мистицизме[11]. Смерть эго — важная часть течений нью-эйдж, где означает избавление от эгоцентризма и «привязки к внутреннему „я“»[6]. Эго-смерть занимает важное место в духовных учениях Экхарта Толле, где эго характеризуется как все те мысли и эмоции, с которыми человек последовательно себя связывает; согласно Толле, только от разрыва связи сознания с этими мыслями и эмоциями можно почувствовать себя «свободным от страданий»[8][12].

Несмотря на абстрактность понятия, исследователи считают смерть эго реальным и измеримым конструктом[13]. Современные исследования подтверждают, что смерть эго под воздействием таких веществ, как ЛСД, сопровождается характерными изменениями в мозговой активности[⇨]. Имеются косвенные подтверждения, что растворение эго и другие субъективные переживания, индуцированные психоделиками, имеют терапевтический эффект[14][15][16][17]. Существуют и обратные свидетельства[15][18].

Смерть эго и связанный термин «избавление от эго» были определены в контексте мистицизма религиоведом Даниэлем Меркуром как «переживание, сопровождающееся утратой ощущения внутреннего „я“». По Меркуру: «Смерть эго возможна в состоянии чрезвычайно глубокого транса, когда подавляются эго-функции проверки реальности, чувственного восприятия, памяти, разума, фантазии и самоопределения […] Мусульманские суфии называют это явление „фана“ („умирание“), а иудейские каббалисты — „поцелуем смерти“»[19][20].

Картер Фиппс отождествляет смерть эго с буддийским просветлением, определяя её как «отторжение, отвержение и, в конечном счёте, отмирание всякой потребности придерживаться обособленного, эгоцентричного существования»[21].