Храм Богоявления Господня в Китай-городе


Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря в Китай-городе[1] — приходской православный храм в Тверском районе Москвы, бывший собор упразднённого Богоявленского монастыря. Входит в состав Иверского благочиния[2] Московской епархии Русской православной церкви.

Деревянный собор, возведённый с основанием монастыря, обветшал и пострадал от пожаров. В 1342 году его перестроили в камень на пожертвования боярина Протасия[3]. Это был одноглавый, четырёхстолпный с тремя апсидами храм. Его ширина не превышала 11,5 метра, а длина — 17,5 метра. Фасады делились на три части тонкими лопатками, поперёк их опоясывали две ленты белокаменной резьбы. Фундамент, столпы и солеи сохранились под четвериком современной постройки[4]. По стилю храм был близок Троицкому собору Сергиева монастыря[5].

В 1624-м при Михаиле Фёдоровиче построили новый каменный собор. В конце XVII века монастырь перестроили в стиле нарышкинский барокко. После постройки новых келий в 1692 году по благословению патриарха Адриана началось возведение нового собора, сохранившегося до нашего времени. Он строился на деньги Натальи Нарышкиной, матери Петра I, и средства князей Голицыных и Долгоруковых. В него перенесли чудотворную Казанскую икону, которая в Смутное время находилась в ополчении Минина и Пожарского. Нижняя церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была освящена в декабре 1693-го, верхний храм в честь Богоявления Господня — в 1696 году. Через год в нём создали придел в честь святителя Алексия. В 1705-м верхний храм украсили лепными барельефами в итальянском стиле, выполненными мастерами из Швейцарии под руководством архитектора Джованни Марио Фонтана: «Коронование Богоматери», «Рождество Христово» и «Богоявление Господне». По другой версии, руководителем работ был Джованни Франческо Росси[6][7].

В 1982 году Богоявленский собор передали Государственному академическому русскому хору имени Свешникова. По заказу дирекции научно-исследовательский институт «Спецпроектреставрация» подготовил проект восстановления собора. Вместе с реставрацией проводились и археологические работы под руководством Леонида Беляева и Н. П. Пахомова. Им удалось открыть культурные слои, относящиеся к XIII веку, фрагменты стен и столпов XIV столетия[8][5].