Собор Орвието


Собор Орвие́то, Соборная базилика Вознесения Девы Марии (итал. Duomo di Orvieto; La basilica cattedrale di Santa Maria Assunta) — римско-католическая базилика, посвящённая Вознесению Мадонны; (итал. Assunta — «Вознесённая»)[3].

Собор расположен в городе Орвието на юго-западе региона Умбрия в центральной Италии. «Материнская церковь» епархии Орвието-Тоди и шедевр готической архитектуры в Центральной Италии. В январе 1889 года Папа Лев XIII присвоил церкви статус малой папской базилики (Minor Basilica)[4]. Рядом с собором на площади расположено Палаццо римских пап (итал. Palazzo dei Papi), в 1261—1264 годах — резиденция папы Урбана IV. Ныне его занимает Музей Собора[5].

Строительство церкви было начато 13 ноября 1290 года по воле Папы Николая IV в связи с ранее установленным в 1264 году папой Урбаном IV Праздника Тела и Крови Христовых и решением перенести реликвию «Чуда в Больсене» в город Орвието. Больсена (в древности этрусское поселение Вольсинии — небольшой город в регионе Лацио, к северу от Рима. В XI в. в Больсене соорудили церковь во имя местной мученицы Св. Кристины. В 1263 году там произошло чудо. Молодой священник, служивший мессу, усомнился в реальности таинства — пресуществления евхаристических хлеба и вина в тело и кровь Христа. Во время службы в момент поднятия гостии на ней в пяти местах (в соответствии с пятью ранами на теле распятого Христа) выступила кровь, она проявилась и на антиминсе, покрове евхаристической чаши[6]. Ныне покров хранится в Капелле дель Корпорале внутри собора.

По заказу папы Юлия II, который уделял особенное внимание этому чуду и часто посещал Больсену, Рафаэль Санти в Станца д’Элиодоро в Ватикане написал на этот сюжет фреску «Месса в Больсене» (1512). В XIII в. из-за неспокойной военно-политической обстановки в Центральной Италии было решено спрятать чудесный покров (итал. corporale) во вновь построенной базилике в Орвието, недоступной для врагов, поскольку сам город и будущий собор высятся на неприступном вулканическом возвышении.

Первым архитектором базилики в Орвието был Арнольфо ди Камбио, строитель флоренийского Собора. Изготовленный им чертёж фасада хранится в Музее Собора[7]. Руководство работами было поручено фра Бевиньяте из Перуджи. По другим данным, работу начал сам Арнольфо ди Камбио, которого вскоре сменил, до конца века, Джованни ди Угуччоне, который привнёс в романскую базилику новшества готической архитектуры. В первые годы XIV века главным строителем был сиенский скульптор и архитектор Лоренцо Маитани. Он существенно изменил проект, приблизив его к Сиенскому собору. Архитектура двух соборов настолько схожа, что часто рассматривается как один пример своеобразной школы сиенской готики.