Старая Смоленская дорога


Ста́рая Смоле́нская доро́га (изн. Смоленская дорога[1], Смоле́нский тракт) — историческая дорога (тракт) в Смоленской и Московской областях, соединявшая Московский Кремль и Смоленскую крепость.

На участке Смоленск — Кардымово — Дорогобуж — Вязьма совпадает с дорогой Р134, после Вязьмы дороги расходятся: Р134 — на север в сторону Зубцова, Старая Смоленская — на восток в сторону Можайска. Другим остатком Смоленского тракта в Московской области является автодорога А100 «Можайское шоссе». После строительства автодороги Москва – Брест, которое было завершено в 1940 году, Старая Смоленская дорога утратила общегосударственное значение и используется в основном для внутриобластных сообщений, а в некоторых местах исчезла совсем и не просматривается даже в виде просек на картах. В хорошем состоянии поддерживаются участки от Смоленска до Дорогобужа и от Вязьмы до Бушуково. От Бушуково до урочища Чёботово обычная лесная дорога. От Вязьмы до Гагарина дорога практически не прослеживается.[2]

Возникновение Старой Смоленской дороги датируется XIV—XV веками. Дорога являлась старейшим и кратчайшим водно-сухопутным путём из Европы в Московские земли. Её описание можно найти в «Записках о Московитских делах» (Вена, середина XVI века) австрийского посла Герберштейна, книгах Мейерберга и «Путевых записках» стольника П. А. Толстого. Путь из Смоленска в Москву был сложным, тяжёлым и опасным. По свидетельству А. Мейерберга (1661 год), на протяжении 130 верст между Вязьмой и Можайском дорога шла через сплошной лес, «пустынность которого охраняется одной деревней Царёво-Займище». Адольф Лизек (1675 год) писал, что «Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько и скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идет по полосе вырубленного леса шириною около 30 футов с бревенчатою по болотам настилкою»[3].

Позднее дорога выпрямляется, становится прямоезжей и полностью сухопутной. Только к XVIII веку дорога полностью формируется, приобретает свои очертания, обрастает постоялыми дворами, почтовыми станциями и путевыми столбами.

По проекту инженера Ивана Соловьёва в XVIII веке бывшая грунтовая сезонная дорога получила щебёночное покрытие, чуть позже жителями окрестных поселений под руководством Ивана Глинки у деревни Соловьёво было построено два плавучих моста через Днепр, Соловьёва переправа[4], и по дороге стало возможным круглогодичное сообщение между Смоленском и Москвой.