Таллинский электротехнический завод имени М. И. Калинина


Та́ллинский электротехни́ческий заво́д и́мени М. И. Кали́нина (эст. Tallinna M. Kalinini nimeline Elektrotehnika Tehas) был основан в 1870 году как «Главные железнодорожные мастерские Балтийской железной дороги». Основное производство находилось в Таллине на перекрёстке улиц Копли и Теллискиви, на территории нынешнего микрорайона Пельгулинн; вспомогательные производства находились в Нарве и Гатчине. Предприятие иногда путают с Таллинским заводом «Вольта», так как М. И. Калинин в 1901—1903 годах работал и на том, и на другом заводе[1].

Главные железнодорожные мастерские Балтийской железной дороги (в буквальном переводе с эстонского — «Главные заводы Балтийской железной дороги») первоначально располагались в депо, рассчитанном на 12 локомотивов. Депо было построено рядом с Балтийским вокзалом Ревеля из природного известняка и отделано красным кирпичом. В 1873—1874 годах было дополнительно построено депо на 6 локомотивов и мастерская.

В 1894 году в Главных Ревельских железнодорожных мастерских было завершено сооружение уже третьего специального императорского поезда. Состав для «заграничной колеи» в ходе постройки было решено использовать и для перемещений царской семьи внутри страны. Для этого была разработана процедура смены скатов заграничной колеи на «русскую». Было завершено сооружение нового специального императорского поезда на десять вагонов. Состав отличался от других императорских поездов: концепция роскошного дворца на колесах после крушения императорского поезда 1888 года уступила место более скромному, но функциональному решению с применением новейших технических достижений своего времени. Так появился состав с межвагонными переходами в виде «гармошки», с собственной электростанцией, телефонной связью, паровым отоплением, системой вентиляции и водоотталкивающими циновками вокруг ванны с покрытием из чистого серебра.

В годы Первой Эстонской Республики (1918–1940) железная дорога и вагоноремонтные заводы на эстонской территории были национализированы. В 1920–1940 годах предприятие называлось «Таллинские железнодорожные мастерские». В 1923 году Правительство Эстонии выделило финансы для электрификации отрезка железной дороги Таллин—Пяэскюла. Было завезено производственное оборудование германских и шведских заводов MAN, Siemens-Schuckert и ASEA, и в 1924 году на Главных заводах Балтийской железной дороги на базе пассажирских вагонов третьего класса бывшей Российской империи стали строить эстонские электромоторные вагоны M1, M2 и M3[3]. Ходовая часть и электроустановки вагонов, а также четыре электромотора мощностью в 70 лошадиных сил были произведены на германском заводе «Сименс-Шукерт» (Siemens-Shuckert).

В 1927 году на Главных заводах Балтийской железной дороги был закончен четвёртый электромоторный вагон M4, в котором немецким был только электромотор от завода «Сименс-Шукерт».