Темкин-Ростовский, Василий Иванович


Князь Василий Иванович Темкин-Ростовский (ум. 1572) — русский военный и государственный деятель, опричник[1], воевода и боярин во времена правления Ивана IV Васильевича Грозного.

Третий сын воеводы князя Ивана Ивановича Темки Янова-Ростовского. Имел братьев, князей: Семёна, Юрия и Григория Ивановичей.

В 1550 году значился в боярах двоюродного брата Ивана Васильевича князя Владимира Андреевича Старицкого; 31 мая этого года в свадьбу сего князя с Евдокией Нагой сидел четвёртым в кривом государевом столе против Государевых бояр. В 1558 году, 22, 23, 24 апреля во вторую свадьбу князя Владимира Андреевича с княжной Евдокией Одоевской сидел вторым к кривом государевом столе против бояр же. В 1559 году послан в Каширу со своим же князем Владимиром Андреевичем.[2]

После 1563 года, когда князю Владимиру Андреевичу была объявлена опала, в числе других бояр ушёл со службы Старицкого на государеву службу и поступил в опричнину. В 1565 году был послан первым воеводой из опричнины из Москвы против крымцев.[2]

В 1566 году он был пленником в Литве; при начале переговоров об обмене пленных царь Московский, в ответ на предложение обменять Василия Ивановича на полоцкого воеводу Довойну, потребовал с литовцев приплаты 15 тысяч золотых; бояре, ведшие переговоры с литовцами, говорили про Василия Ивановича, что он по сравнению с Довойной «не тое версты; служил в уделе, то селские князя и тово и поминати нечево, что Темкина взяти за Довойна»; переговоры затянулись и лишь в 1567 году Василий Иванович вернулся в Москву, где продолжал службу в опричнине.[2]

В 1568 году был пожалован в государевы бояре; в этом же году он, согласно Карамзину, «прежде воин именитый, тогда слуга тиранства, подобно Басмановым», был послан в Соловецкий монастырь вместе с епископом суздальским Пафнутием и архимандритом андрониковским Феодосием искать клеветников на митрополита Филиппа: Василий Иванович с другими послами то угрожал монахам, то ласкал их, требуя, чтобы они бесстыдно лгали на своего бывшего игумена; когда, однако, все монахи говорили, что Филипп свят делами и сердцем, и только игумен отец Паисий, прельстившись ожидаемыми наградами, дерзнул утверждать противное, тогда изобретены были доносы и улики и представлены царю Ивану Грозному[2].