Трита Аптья


Трита Аптья (санскр. Trita âptya; от санскр. tritás = греч. τρίτος = третий; и санскр. âp = вода) — в индийской мифологииРигведе) очень древнее, восходящее к эпохе арийского или индо-иранского единства божество с грозовым характером; победитель силой напитка Сомы змееморфного демона хаоса Вритры. Его местопребыванием считается область Солнца.

Мало-помалу образ этого древнего, еще общеарийского божества, почти тождественного с Индрой, слился с образом последнего, и от него остались только смутные, неясные следы. Связь Триты с Сомой может вытекать из мифического представления о принесении Сомы с неба молнией.

Он упоминается как победитель демона Вритры (змееморфного демона хаоса) силой напитка Сомы, хотя обыкновенно этот подвиг приписывается Индре и прославляется как одно из его главных деяний. В этой победе ему и Индре помогали Маруты.

Трита Аптья, побуждаемый Индрой, убивает сына Тваштра — трёхголового асура Вишварупу («всеобразного») — и освобождает коров. Этот подвиг также приписывается Индре.

В Ригведе сказано: когда срываются могучие Маруты и блестит молния, Трита гремит, и шумят воды. Светлый путь Марутов светится, когда появляется Трита. В одном из гимнов рассказывается, что ветры нашли Триту и просили его о помощи. Пламя Агни подымается, когда Трита, будто плавильщик металлов, дует на него в небесах и заостряет его в плавильном горне.

По мнению С. К. Булича, древность Триты несомненно доказывается присутствием в «Авесте» целого ряда аналогичных черт. Вместо Триты там является Срита (авест. Thrita), но не бог, а человек. В одном месте он изображается как третий человек, приготовивший Хаому (= Сома) для телесного мира; а вторым человеком был Асвья (авест. Atroya = Aptya). В другом месте (книга Авесты «Вендидад», XX, 2) он является первым врачом-целителем, получившим от Агурамазды 10 000 целительных трав, растущих вокруг белого Хаомы (Сомы), дерева бессмертия. Таким образом, связь Триты с Сомой восходит уже к индоиранскому периоду.