Трубадур (стиль)


Стиль трубадур (фр. Le style troubadour) — историко-региональный художественный стиль периода романтизма начала XIX века, получивший распространение главным образом во Франции и, отчасти, в других странах Западной Европы накануне эпохи историзма и стилизаций 1830—1880-х годов[1]. Получил название от средневековых трубадуров.

В 1760—1820 годах во многих странах Европы под воздействием идеологии романтизма складывались различные художественные стили и течения, в том числе национально-романтические. Во Франции, как и в других странах, входили в моду «поэмы Оссиана» и романы В. Скотта, породившие увлечения «шотландскими замками» и романтическими костюмами («стиль шотландских баронов»). В аристократических особняках — отелях — и загородных шале декораторы создавали интерьеры в «шотландском», «вальтерскоттовском» и «английском готическом» стилях. Изготавливали тяжёлую мебель резного дуба с готическими мотивами. Название «трубадур» связано с французскими традициями, но стиль «трубадур» можно рассматривать в качестве своеобразной параллели английскому «Готическому Возрождению»[2]. Темы французского Средневековья использовали даже такие непреклонные академисты, как Ж. О. Д. Энгр. Декоратор Жан Зюбер создавал бумажные обои знаменитой серии «Виды Шотландии, или Дама Озера» (Les Vues d'Écosse ou la Dame du Lac). Успехом пользовались обои, имитирующие готическую деревянную обшивку стен с орнаментами «льняных складок» и масверка[3].

С 1807 года в Париже аналогичные обои выпускала мастерская Жозефа Дюфура, в продукции которой стиль «трубадур» перемежался с «итальянскими пейзажами», «античными фигурами» и композициями в стиле ампир. В западноевропейской историографии термин «стиль трубадур» часто используют с ироничным оттенком в качестве синонима живописи исторического жанра начала XIX века с идеализированными картинами средневековья и эпохи Возрождения. Во Франции этот термин также относят к соответствующим романтическим стилизациям в архитектуре[4].

Закат стиля во Франции совпал с окончанием периода Консульства и был вытеснен стилем ампир, имевшим иные исторические и идеологические источники. «Стиль трубадур» ассоциируется с модой, вводимой Жозефиной Бонапарт и Марией Каролиной Неаполитанской, герцогиней Беррийской. Этот стиль тесно связан с современными ему течениями во французской литературе и музыке, но чаще применение этого термина ограничивается живописью и архитектурой[5].