Ту-12


Ту-12 — советский реактивный фронтовой бомбардировщик, разработанный в ОКБ Туполева в конце 1940-х годов.

Еще во время Второй мировой войны в ряде стран начался переход боевой авиации на реактивную тягу. ОКБ Туполева начало разработку бомбардировщиков с реактивными двигателями в 1946 году. Оно получило указание создать летающую лабораторию на базе Ту-2 для доработки двигателей РД-10 и РД-20.

Был разработан проект «73» (Ту-20). Но заказчик изменил назначение самолёта (переквалифицировав его как средний бомбардировщик) и пересмотрел тактико-технические данные. Проект пришлось переработать. Новый вариант, получивший обозначение проект «77» имел два двигателя «Нин-1» на крыле и один «Дервент-5» в хвосте. Самолёт имел нормальную полётную массу 12 700 кг, максимальную скорость 780 км/ч, потолок 12 тысяч метров, бомбовую нагрузку 3000 кг и посадочную скорость 150 км/ч. В качестве оборонительного предполагалось установить две пушки ШВАК для защиты передней полусферы и по одному пулемёту УБТ для защиты верхнего и нижнего секторов задней полусферы. Макет будущего самолёта был предъявлен заказчику 24 мая 1947 года. На заводе № 156 началась переделка Ту-2С в будущий Ту-12.

Реактивные двигатели и основные стойки шасси располагались в подкрыльевых гондолах. Проект сохранял преемственность конструкции с бомбардировщиком Ту-2: сохранилась форма крыла в плане, отсек фюзеляжа с пилотской кабиной, расположение штурмана в носовой части фюзеляжа, многие элементы грузового отсека, стрелковые установки, вертикальное оперение. Было установлено новое шасси с носовым колесом и дополнительные топливные баки. В задней кабине, компоновка которой была заимствована у Ту-2, располагались стрелок-радист, обслуживавший верхнюю пулемётную установку, и стрелок нижней пулемётной установки. Пулемёты УБТ предполагалось в дальнейшем заменить на пушки калибра 23 мм.

В самолёте использовался оптический прицел ОПБ-4С «Норден», который был связан с автопилотом. Это позволяло повысить точность бомбометания. Бронирование защищало от поражения бронебойными снарядами калибром до 20 мм. В конструкцию Ту-12 были включены 8-мм дюралевые плиты для защиты от зенитных снарядов. В бомбардировщике устанавливалось более совершенное по сравнению с прототипом пилотажно-навигационное и радиооборудование: дистанционный компас ПДК-44, автоматический радиокомпас АРК-4 бортовой навигационный визир АБ 52, радиовысотомер малых высот РВ-2, маркерный приемник, радиостанции РСБ-Збис и РСИ-6, аппаратура «свой-чужой» СЧ-3, станцию защиты хвоста «ТОН-2», электрический автопилот АП-5 и многое другое.

Носовая стойка шасси оснащалась гидравлическим демпфером «шимми». Шасси выпускалось и убиралось автономной гидросистемой. На случай аварии был предусмотрен аварийный выпуск шасси с помощью пневмосистемы.