Тюркизация


Тюркиза́ция (тур. Türkleştirme) — языковая ассимиляция нетюрок в тюркскую среду, при которой происходила частичная или полная потеря одной этнической группой (или целым этносом) своего языка и его замена на один из тюркских языков[1]. Наибольшее распространение тюркизация получила в эпоху средневековых тюркских миграций XI—XV веков. В некоторых случаях, например в рамках Османской империи, тюркизация была следствием исламизации ранее христианских групп, хотя это нетождественные понятия, так как некоторые тюркские народы исповедуют христианство (гагаузы, чуваши), тенгрианство, шаманизм (якуты), иудаизм (караимы) или буддизм (тувинцы).

Тюркизация могла носить как естественный характер — культурные контакты, межнациональные браки и т. п., так и принудительный (насильственный) характер — завоевание, численное истребление и вынужденное переселение. Наиболее обширная тюркизация нетюркских по происхождению групп наблюдалась в Средней Азии, где тюркизации подверглись древние иранские по происхождению кочевые и земледельческие группы. В евразийских степях также имело место смешение монгольских и тюркских групп при численном доминировании последних.

В некоторых случаях тюркизации подверглось финно-угорское население. Наиболее поздним и сложным является процесс тюркизации Анатолии мигрировавшими туда тюркскими племенами[2].

«Киргизы представляют один из первых примеров народа, первоначально, по всей вероятности, нетюркского и впоследствии отюреченного. Отюречению особенно подверглись самоедские народности на южной окраине мест своего расселения. Этот процесс не закончен и до сих пор», — пишет тюрколог В. В. Бартольд[3].

В Золотой Орде особенно при Узбек-хане происходил бурный процесс тюркизации живших в его улусе монголов. Секретарь египетского султана Ибн-Фадлуллах ал-Омари совершенно определённо говорит о процессах тюркизации в Золотой Орде:

«В древности это государство (Золотая Орда) было страною кипчаков, но когда овладели ею татары, то кипчаки стали их подданными; затем (когда с течением времени) татары смешались с ними и породнились, то земля одержала верх над всеми природными качествами и расовыми особенностями татар и все они стали совершенно как кипчаки, как будто они одного с ним рода, ибо монголы поселились в земле кипчаков[4][5] и остались жить у них и в их земле. Таким образом, долгое пребывание во всякой стране и земле заставляет человеческую природу уподобляться ей и изменять свои прирождённые черты согласно природе этой страны, как мы выше сказали. Лишь иногда замечается большая или меньшая разница в цвете (кожи) по другой (впрочем) причине, чем влияние страны»[4][5].