Подвесной агрегат заправки


Подвесной агрегат заправки (ПАЗ) — техническое устройство, устанавливаемое на самолётах-заправщиках и предназначенное для дозаправки летательных аппаратов в воздухе. Разработано в НПП «Звезда» под руководством Г. И. Северина и В. И. Харченко[1].

В 70-х годах для увеличения радиуса действия принятого на вооружение фронтового бомбардировщика Су-24 требовалось оборудовать его системой дозаправки в воздухе. Наиболее подходящей для этой роли могла являться специализированная модификация Су-24, обладающая такими же лётными характеристиками и способная базироваться на тех же аэродромах. Поскольку Су-24 не имел бомбоотсека, для него начали разрабатывать внешний подвесной агрегат заправки (ПАЗ), в котором находился барабан со шлангом и топливоперекачивающий насос. В 1975 году начались лётные эксперименты на доработанных Су-15 (самолёт-заправщик — заводской №0115301; заправляемый — заводской №0115306, на котором перед фонарём пилота установили неподвижную штангу топливоприемника). Ещё одной экспериментальной машиной, задействованной в этой программе, был Ил-38. Первыми в воздухе ПАЗ испытали летчики-испытатели В. П. Васин и Ю. И. Юмашев. В ходе экспериментов появилось предложение о создании однотипной системы дозаправки в воздухе для фронтовой и дальней авиации. В результате было выдано задание разработать унифицированный агрегат (УПАЗ, теме было присвоено кодовое обозначение «Сахалин»), который предполагалось подвешивать под различные типы самолетов. Тогда же вышло постановление о создании на базе Ил-76 самолёта-заправщика Ил-78[2]. Испытания УПАЗов для него проводились на летающей лаборатории Ил-76 (рег. CCCP-76501).

Работа над УПАЗом была завершена в 1983 году. Начиная со второй половины 80-х годов, на всех разрабатываемых советских тактических самолётах, кроме лёгких истребителей МиГ-29 (исключение — палубная модификация МиГ-29К) и Як-141, изначально предусматривалась возможность установки системы дозаправки в воздухе. В ОКБ Микояна провели работы по оснащению топливоприёмным оборудованием МиГ-25ПДЗ и МиГ-31Б/М. Среди самолётов ОКБ Сухого, помимо Су-24, подобную адаптацию прошли Су-27 и его варианты: Су-30, -33, -34 и -35. Из самолётов других ОКБ топливо в полёте могут принимать бомбардировщик Ту-160, амфибия А-40, самолёт ДРЛО А-50 и летающий командный пункт Ил-80. Особо актуальной дозаправка в воздухе является для палубных истребителей МиГ-29К и Су-33 так как из-за отсутствия катапульт на авианосце "Адмирал Кузнецов" максимальная взлётная масса этих машин ограничена, поэтому взлёт с неполной заправкой и последующее восполнение топлива в воздухе существенно расширяют их боевые возможности. Самолётом-заправщиком для них служит Су-33 с УПАЗ под фюзеляжем[2].