Уральский завод гражданской авиации


АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА, ранее также Завод № 404) — авиастроительное и авиаремонтное предприятие, один из лидеров отрасли самолётостроения в России. Специализируется на разработке, производстве, испытаниях, ремонте и обслуживании авиационной техники, узлов и агрегатов. В компанию входят производственный центр по техническому обслуживанию и ремонту двигателей, авиастроительные мощности, инженерный центр, ряд дочерних, зависимых и обособленных компаний.

История завода берёт своё начало в 1939 году: начиналось с линейных авиаремонтных мастерских (САРМ ГВФ), которые выполняли техническое обслуживание самолётов, движущихся по воздушным магистралям Москва — Иркутск, Свердловск — Москва и Москва — Магнитогорск. 16 марта 1939 года мастерским присвоен статус самостоятельного предприятия гражданского флота СССР. Эта дата и стала днём рождения завода № 404, ныне известного нам как Уральский завод гражданской авиации[1].

Деятельность завода началась с ремонта самолётов У-2, По-2 и авиадвигателей М-11, М-17, МГ-31, в годы Великой Отечественной войны предприятие значительно увеличило свои производственные мощности. На заводе освоили и стали производить сборку бомбардировщиков СБ и истребителей И-15 и И-16, осуществлять замену двигателей на самолётах Ли-2 и ремонт наиболее востребованного в то время двигателя — АШ-62ИР. Согласно статистике военных лет, за смену на предприятии выпускалось до 135 деталей для установки РСЗО «Катюша». Всего за 1941-1945 годы на заводе отремонтировали и вернули в строй рекордное количество техники – 560 самолётов и 1500 двигателей. Во время войны средняя норма по ремонту и сборке составляла 214% от гражданского времени. Выполнение норм отдельных групп рабочих доходило до 500%. За годы войны коллектив Завода № 404 шесть раз одержал победу в социалистическом соревновании ремонтных предприятий "Аэрофлота".[2]

После войны для гражданского воздушного флота на предприятии был освоен ремонт двигателей АШ-82ФН, эксплуатирующихся на самолётах ИЛ-12. Для выполнения требуемого объёма — 8 тыс. единиц — коллектив предприятия разработал новую технологию — поточную линию ремонта, уникальную в отрасли гражданской авиации. Опыт уральских новаторов впоследствии был внедрён и на других предприятиях.

В 1956 году после переустройства и технического оснащения цехов предприятие освоило ремонт поршневых двигателей АШ-82Т для самолётов ИЛ-14[1].

В 1960-е годы наряду с развитием вертолётной авиации возникла потребность в капитальном ремонте двигателей АШ-82В и главного редуктора Р-5 вертолётов Ми-4. До 1987 года эта задача выполнялась работниками уральского завода, которые восстановили в этот период 15 тысяч двигателей и 8 тысяч редукторов, тем самым полностью обеспечив потребности Аэрофлота СССР[3].