Ферретти, Джованни Доменико


Джованни Доменико Ферретти по прозванию Имола, или Имолезе (итал. Giovanni Domenico Ferretti detto L'Imola о Imolese; 15 июня 1692, Флоренция — 18 августа 1768, Флоренция) — итальянский художник периода рококо флорентийской школы.

Джованни Доменико (Джандоменико) Ферретти, родившийся в конце семнадцатого века и творивший немногим более середины восемнадцатого века во Флоренции, был одним из самых необычных художников «тосканского рококо», как в искусстве фрески, так и в живописи на холсте. Его отец — Антонио ди Джованни да Имола (родом из Имолы, провинция Болонья), был ювелиром, а мать Маргарита ди Доменико Гори происходила из известной флорентийской семьи, самым знаменитым представителем которой был Антонио Франческо Гори, двоюродный брат художника, учёный с европейской известностью, главным образом за исследования этрусской цивилизации. «Родство его матери с А. Ф. Гори, видной личностью флорентийской художественной среды, вероятно, способствовало его профессиональному восхождению»[5].

Ферретти переехал в Болонью в 1714 году и работал в кругу Джованни Джозеффо даль Соле, учился живописи у Джузеппе Марии Креспи, представителя болонской школы, который привнёс в школу тосканского классицизма новые особенности, свойственные болонцам и поддерживаемые другими художниками, с которыми Ферретти работал как во Флоренции (Томмазо Реди и Себастьяно Галеотти), так и в Болонье в мастерской Феличе Торелли и его жены Лючии Казалини. Ферретти оставался в Болонье в течение пяти лет.

Ферретти вернулся во Флоренцию в 1719 году с рекомендательным письмом кардинала Годзадини, ищущего покровительства у Козимо III Медичи. Он нашёл работу в мастерской Томмазо Реди и Себастьяно Галеотти. Вскоре Ферретти присоединился к флорентийской Академии Рисунка, где позднее преподавал живопись, а также создавал картоны для шпалерной мануфактуры Медичи[6][7].

Возможно, самой значительной работой Ферретти было украшение потолка и капелл церкви Санта-Мария-дель-Кармине, где он работал с 1755 года до своей смерти в 1768 году. Ферретти трудился в непосредственной близости фресок Мазаччо и Мазолино да Паникале — шедевров итальянской и европейской живописи, но в ночь с 26 на 27 января 1771 года, через три года после его смерти, сильный пожар почти полностью уничтожил церковь Кармине; фрески Мазаччо, к счастью, сохранились, а вот фрески более скромного Ферретти были полностью уничтожены вместе с потолком церкви.

Когда в 1692 году родился Ферретти, в Италии всё ещё господствовало позднее барокко, а Маттиа Прети был самым известным художником-фрескистом того времени. На стиль фресок самого Ферретти повлияли живые, красочные и пастельные тона росписей Себастьяно Риччи, в особенности в Палаццо Фенци во Флоренции.