Хемскерк, Мартен ван


Мартен ван Хемскерк, настоящее имя Мартен Якобс ван Веен (нидерл. Maarten van Heemskerck, Maerten Jacobsz van Veen}}; 1 июня 1498, Хемскерк — 1 октября 1574, Харлем) — нидерландский живописец и гравёр эпохи Северного Возрождения. Портретист, мастер картин на библейские сюжеты и рисунков для гравюр. Большую часть своей жизни провёл в Харлеме. Один из главных представителей романизма в нидерландском искусстве, развивавшегося в русле североевропейского маньеризма. Удостоился прозвания «Голландского Рафаэля»[1].

Мартен ван Веен родился на западе Нидерландов, в городе Хемскерк, провинция Северная Голландия, в семье фермера Якоба Виллемса. Согласно его биографии, написанной Карелом ван Мандером, он начал своё художественное обучение в Харлеме у живописца Корнелиса Виллемса, но отец отозвал его в Хемскерк для работы на семейной ферме. Однако, поссорившись с отцом, он снова уехал, на этот раз в Делфт, где учился у Яна Лукаса, а затем в 1527 году перебрался в Харлем, где стал учеником Янa ван Скорелa, которому успешно подражал до такой степени, что специалисты не всегда могут точно атрибутировать отдельные произведения обоих художников: приписать их Скорелу или Хемскерку[2].

Между 1532 и 1536 годами художник жил и работал в Италии. Он объехал всю северную и центральную Италию, остановившись в Риме, где вручил рекомендательные письма от ван Скорела к влиятельному голландскому кардиналу Уильяму Энкенвойрту. Он быстро овладел работой художника-декоратора, очевидно поэтому был выбран для сотрудничества с Антонио да Сангалло Младшим, Джованни-Баттистой Франко и Франческо де Росси (Иль Сальвиати) при ремонте ворот Сан-Себастьяно. Джорджо Вазари, который видел картины батального жанра, которые создавал в то время Хемскерк, отметил, что они «хорошо составлены и смело исполнены».

Находясь в Риме, Хемскерк испытал влияние мощного искусства Микеланджело Буонарроти. Он сделал также множество рисунков классической скульптуры и архитектуры, многие из которых сохранились в двух альбомах, которые теперь хранятся в Графическом кабинете в Берлине[3].

По возвращении в Нидерланды в 1536 году он снова поселился в Харлеме, где в 1540 году стал принцепсом (президентом) харлемской Гильдии Святого Луки. Дважды был женат (его первая жена и ребёнок умерли во время родов). Он получал заказы от церкви как на алтарные картины, так и на создание витражей и настенных шпалер. Мартен ван Хемскерк написал большие алтари для своего друга, мецената, а затем католического мученика протестантской Реформации Корнелиса Мюйса (также известного как Мусиус). Мюйс вернулся из Франции в Нидерланды в 1538 году и стал настоятелем монастыря Святой Агаты в Делфте. Эта работа принесла Хемскерку новые заказы на алтари в Новой Церкви (Nieuwe Kerk) в Делфте. В 1553 году он стал викарием церкви Святого Бавона, где прослужил 22 года (до протестантской реформации). В 1572 году он уехал из Харлема в Амстердам, чтобы избежать осады Харлема, которую устроили городу испанцы.