Христос и грешница (картина Поленова)


«Христо́с и гре́шница» («Кто без греха́?») — крупноформатная картина русского художника Василия Поленова (1844—1927), датированная 1888 годом. Принадлежит Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге (инв. Ж-4204). Размер — 325 × 611 см[1]. Сюжет картины связан с историей о Христе и грешнице, описанной в Евангелии от Иоанна[2][3].

Картина была задумана художником в конце 1860-х годов, первые эскизы появились в начале 1870-х. До создания окончательной версии полотна прошло около пятнадцати лет[4]. Во время работы над картиной Поленов путешествовал по Ближнему Востоку (в 1881—1882 годах) и Италии (в 1883—1884 годах)[5][6].

Полотно было представлено на 15-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая открылась в Петербурге 25 февраля 1887 года[7][8]. На выставке полотно приобрел император Александр III[9]. После этого картина находилась в Зимнем дворце, а затем, при образовании Русского музея, в 1897 году была передана в его коллекцию[1].

С одной стороны, картина «Христос и грешница» рассматривается как попытка реалистичной трактовки образа Христа и евангельской истории. С другой стороны, искусствоведы признают влияние на неё позднего академизма, отмечая, что среди попыток возродить крупноформатную академическую историческую живопись «картина Поленова является самой значительной и серьёзной»[10].

Замысел будущего полотна «Христос и грешница» начал формироваться у Поленова в 1868 году[11][12] под влиянием картины Александра Иванова «Явление Христа народу». Поленов поставил перед собой задачу «создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа». Существенное влияние на трактовку сюжета оказала книга французского философа и писателя Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса», в которой подчёркивалась человеческая сущность Христа. Ко времени начала работы над картиной, в русской живописи уже существовали такие известные полотна на евангельскую тематику, как «Тайная вечеря» Николая Ге и «Христос в пустыне» Ивана Крамского[13].

Первые эскизы и этюды к будущей картине «Христос и грешница» были созданы в 1870-х годах[13]. Среди них выделяют эскиз 1873 года, соответствовавший первоначальному замыслу картины, и эскиз 1876 года, который был уже более близок к окончательной композиции полотна[14]. Потом работа над картиной застопорилась, но в 1881 году, когда умирала сестра художника Вера Дмитриевна Поленова (близнец Василия Поленова), по мужу Хрущёва (Хрущова), она взяла с брата обещание возобновить работу над картиной и, более того, попросила, чтобы полотно было большого формата. Несмотря на то, что Поленов к тому времени вполне успешно работал в пейзажном жанре, художник, исполняя данное сестре обещание, вернулся к исторической живописи[12][15][16].