Шад, Кристиан


Кристиан Шад (нем. Christian Schad, 21 августа 1894, Мисбах — 25 февраля 1982, Штутгарт) — немецкий художник, художник-график, фотограф, представитель новой вещественности.

Сын известного адвоката и внучатый племянник немецкого художника Карла Фора, Шад учился живописи и графике в художественной академии в Мюнхене с 1913 по 1914 годы[7]. В 1915 году, чтобы избежать мобилизации на фронт в Первую мировую войну, переехал в Цюрих, где работал графиком и художником[7]. В Швейцарии сблизился с дадаистами Вальтером Сернером, Гансом Арпом, Хуго Баллем и Тристаном Тцарой., стал одним из организаторов художественно-политического клуба, галереи, театра Кабаре Вольтер (Шпигельгассе, 1). Экспериментируя с фотографической бумагой он открыл художественную бескамерную фотографию. Фотографии, сделанные в 1919 году, стали первыми художественными фотограммами, предшествовавшими работам Мана Рэя и Ласло Мохой-Надя. С 1936 года их стали называть «шадографиями» — название, найденное Тристаном Тцарой. До 1960 года Шад больше не применял эту технику.

В 19201925 годах работал в Риме и Неаполе, затем переехал в Вену. Сблизился со школой новой вещественности. В 1927 году вернулся в Берлин. С 1935 года у Кристиана не получалось зарабатывать на свою жизнь только с помощью живописи, ему пришлось перепробовать множество профессий[7]. В отличие от других представителей новой вещественности (Отто Дикс, Жорж Грос, Макс Бекман), не подвергся преследованиям со стороны нацистов. Переехал в Ашафенбург, после разрушения его студии при бомбёжке в 1943 году, а позднее поселился в Кайльберге.