Шапка Мономаха


Ша́пка Монома́ха, Мономахова шапка[1] — главная царская шапка великих князей и царей, символ самодержавия в России[2][3]. Относится к числу древнейших регалий Оружейной палаты Московского Кремля. Внешне представляет собой золотой головной убор с соболиной опушкой, украшенный жемчугом и драгоценными камнями, увенчана крестом[4]. На Руси полусферическая форма шапки с опушкой символизировала небо и солнце. Устремлённый ввысь наконечник «соединял» носившего с предками и легитимизировал его власть через связь с божественным[5].

Вопрос места и времени создания шапки Мономаха является спорным, историки выдвигают на этот счёт различные гипотезы. Согласно основной современной теории, она была собрана из деталей шлемов сыновей Ивана Красного — Дмитрия Донского и княжича Ивана[6][7][8]. Золотые пластины тульи датируются началом-серединой XIII века, единый предмет из них был составлен в 1505—1526 годах[6][7].

До середины XIX века за неимением серьёзных аналитических исследований атрибуция шапки Мономаха основывалась на сказании о дарах византийского императора Константина Мономаха. В действительности эта легенда была создана при великом князе Василии III с целью упрочить его права на престол[6][7].

Вес шапки Мономаха — 993,66 грамма. Нижняя часть оторочена собольим мехом, навершие-«яблоко» украшено золотым крестом. На шапке расположено 11 драгоценных камней пяти видов: синий и жёлтый сапфиры на «яблоке», три красных шпинели (один камень на яблоке и два камня на пластинах), два рубина и четыре изумруда на тулье. Кроме того, в украшении использованы 32 жемчужины: по четыре на кресте и в его основании, три — на яблоке, по три жемчужины на семи золотых пластинах. Передняя восьмая пластина содержит четыре жемчужины, выложенные в форме ромба[9].

Шапка Мономаха является предметом дискуссии учёных-историков на протяжении нескольких веков. Время и место изготовления, первый владелец, идеологическая составляющая — все эти аспекты имеют многочисленные версии[10][11]. До конца XVIII века происхождение регалии связывали со сказанием о дарах Константина Мономаха, однако уже к XIX столетию эта легенда была развенчана. В XX веке сложились четыре основные теории о месте создания убора: из Золотой Орды, Каира, Древней Москвы и Византии[12].