Школа Чистой земли


Школа Чистой земли (кит. Цзинту-цзун, 淨土宗; яп. Дзё̄до-сю̄, 浄土宗; кор. Чонтхо-чон, 정토종; вьетн. Тинь До Тонг, Tịnh Độ Tông; в европейской литературе иногда «амидаизм») — наиболее популярное течение дальневосточной Махаяны. В основе учения этой школы лежит вера в спасительную силу Будды Амитабхи (Амитаюса), некогда поклявшегося даровать рождение в своей Чистой земле Сукхавати всякому верующему в него и призывающему его имя.

Школа Чистой земли первоначально зародилась в Китае. Её предтечей можно считать общество Белого Лотоса (кит. Бай лянь шэ 白蓮社), созданное в 402 году Хуэйюанем и его последователями с целью почитания Будды Амитабхи и совместного обретения рождения в его западной Чистой Земле Сукхавати. После смерти Хуэйюаня деятельность общества прекратилась[1].

В V-VI веках активным проповедником культа Будды Амитабхи был монах Таньлуань. Хотя на родине его деятельность была вскоре забыта, сочинения Таньлуаня со временем получили большую популярность в Японии, где он был посмертно провозглашён первым патриархом школы Чистой земли[2].

Фактическим основателем школы Чистой земли в Китае может считаться монах Шаньдао (613681). В 641 году он встретился с наставником Даочо, который впервые проповедовал ему сутры, посвящённые почитанию Будды Амитабхи, после чего Шаньдао основал собственную школу в монастыре Гуанминсы, находившемся в столице Чанъань[2].

Школа Чистой земли благополучно перенесла антибуддийские гонения годов Хуэй-чан (841845) благодаря тому, что она не была исключительно монашеской и активно привлекала мирян к религиозной деятельности. После этого она, наряду со школой Чань, превратилась в одно из двух ведущих направлений китайского буддизма. Окончательное организационное оформление этой школы в Китае относится к XIII веку[2]. Данная школа пользуется широкой популярностью среди китайских буддистов вплоть до наших дней.

Проникновение культа Будды Амитабхи в Корею связано с именем наставника Пальджина, который в 758785 гг. провёл затворничество сроком в десять тысяч дней, посвящённое этому Будде[3]. Хотя поклонение Будде Амитабхе получило большую популярность среди корейских буддистов[4], школа Чистой земли не приобрела в Корее большого политического влияния.