Амитаюс


Амитаюс (санскр. अमितायुस्, IAST: Amitāyus, букв. «Беспредельная Жизнь»; тиб. ཚེ་དཔག་མེད་ («Невообразимая жизнь»), Цепагме, Tsepakmé, вайли tshe dpag med; кит. трад. 無量壽佛, упр. 无量寿佛, пиньинь WúliàngshòufóУляншоуфо; яп. 無量壽佛/無量寿仏 (むりょうじゅぶつ) Мурёдзю буцу (Muryouju butsu) = яп. 無量寿如来 (Аmitāyus tathāgata) — Мурёдзю Нёрай; монг. Аюуш) — особая форма Амитабхи. Амитаюс выступает в качестве сердечного сына Амитабхи и является главой семейства Падма (Лотосовое семейство).

Первые упоминания о Будде Амитаюсе содержатся в «Сукхавативьюха сутре» (I век н. э.). В этом произведении Амитаюс ещё не является самостоятельной фигурой, а выступает в качестве одного из многих имён Будды Амитабхи, властителя Чистой земли Сукхавати[1], обладающего беспредельной жизнью. Со временем беспредельная жизнь Амитабхи выделяется в одно из основных качеств и принимает персонификацию в виде Амитаюса, что отражается в «Амитаюрдхьяна сутре».

До XII века упоминания об Амитаюсе в буддийской литературе не найдены, не обнаружены до этого времени и Его изображения. Самый первый текст, где Амитаюс выступает в качестве самостоятельного будды, это молитва, которую приписывают Цонкапе. На основании этих данных некоторые исследователи считают, что культ Амитаюса появился в Тибете в XIIIXIV вв. В XVIXVIII вв. это учение распространено по всей Монголии. Известно, что в даосской среде был традиционно велик интерес к поиску эликсира бессмертия, поэтому в Китае культ Амитаюса проник не только в различные буддийские традиции, но и в смешанный даосско-буддийский пантеон богов.

К Амитаюсу обращаются, чтобы исправить или полностью уничтожить ситуации, ведущие к уменьшению продолжительности жизни или потери жизненной силы, для обретения успеха в мирских делах. Но основной целью этого учения является йогическая практика реализации состояния «вне рождения и смерти», которое в ваджраяне называется «видьядхара вечной жизни»[2].

Традиция говорит, что Будда Амитабха, следуя просьбе бодхисаттвы Авалокитешвары, дал учение 18 тантр долгой жизни. Дакини Гухья Джняна[3] записала эти тантры и спрятала в виде терма в пещеру Маратика[4], куда отправились Падмасамбхава и Мандарава. Бодхисаттва Авалокитешвара и дакини Гухья Джняна посвятили супругов в практики «долгой жизни». Падмасамбхава и Мандарава практиковали эти учения 90 дней, после чего к ним явился Будда Амитаюс. Он прикоснулся к их головам сосудом, в котором находился эликсир бессмертия, а затем дал его испить. После этого Амитаюс дал благословение иметь с Ним неразрывную связь и миллиард тантр долгой жизни. Падмасамбхава и Мандарава реализовали состояние «видьядхары вечной жизни» и больше не затрагивались старением и смертью. Вот что написано в 30-й главе «Жизни и освобождения принцессы Мандаравы, индийской супруги гуру Падмасамбхавы»: