Эскадра (ВВС)


Кроме авиационных соединений, термин «эскадра» в некоторых государствах применяется к формированиями зенитно-ракетных войск ПВО и формированиям стратегических и оперативно-тактических ракет[3][4].

На заре военной авиации в начале XX века несколько боевых самолётов сводились в авиационные отряды (авиаотряды). Так на манёврах Петербургского, Киевского и Варшавского военных округов в 1911 году на стороне каждой из окружных группировок войск действовало по одному авиационному отряду, которые выполняли задачи по выполнению воздушной разведки.

23 декабря 1914 года в Российской империи было создано более крупное формирование, чем авиаотряд — эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец», командиром которой стал генерал-майор Михаил Шидловский. Первоначально в отряд были сведены 10 самолётов. К 1916 году их количество увеличилось до 20.

В Гражданскую войну главные противоборствующие стороны (РККА и Белое движение) не создавали эскадр. Основными авиационными формированиями были авиационные отряды, которые сводились в авиационные дивизионы. По окончании гражданской войны в ВВС Красной армии была принята бригадная организация, с переходом в 1930-е годы на дивизионную организацию, в которых не предусматривалось место эскадрам[5].

В отличие от ВВС СССР, в некоторых западных государствах после Первой мировой войны была принята иная организация ВВС.

Так накануне Второй мировой войны в Люфтваффе была созданная следующая схема: эскадрильи сводились в группы (дивизионы), группы сводились в эскадры, эскадры сводились в корпуса или дивизии, которые в свою очередь сводились во флоты. В целом немецкие эскадрильи по количеству самолётов соответствовали советским эскадрильям, группы — соответствовали полкам, немецкие эскадры — советским дивизиям, немецкие дивизии — корпусам, а немецкие корпуса — советским воздушным армиям. Как правило 3—5 эскадр входили в состав авиационного корпуса. В свою очередь эскадра состояла из 3 авиационных групп, каждая из которых состояла из 3 эскадрилий из 12 самолётов. Эскадры в Люфтваффе состояли как правило из авиационных групп, в каждой из которых были однотипные самолёты. Эскадры (нем. Geschwader)) различались по типу самолётов, которое отображалось в сокращённом обозначении[6]: