Якун Слепой


Яку́н Слепо́й (др.-рус. Якунъ, Акунъ, от др.-сканд. Hakon, Hakun) — варяг (варяжский витязь)[1][2], предводитель отряда варягов, который возглавлял киевскую дружину в битве при Листвене, предположительно дядя или дед Шимона Африкановича.

Якун упоминается в древнерусских летописях и в Киево-Печерском патерике. Согласно Повести временных лет, Ярослав Мудрый, в связи с политической борьбой со своим братом Мстиславом Храбрым, послал в 1024 г. за море за варягами. Из-за моря и пришёл Якун с варягами на помощь Ярославу. Летописец отмечает, что Якун «слѣпъ, и луда у него златомъ истькана»[3]. С приходом Якуна киевский князь Ярослав пошёл войной на Мстислава. В свою очередь Мстислав услышав про это, направился со своей дружиной к Листвену. В этом месте и произошла битва между ними — «сѣча сильна и страшна». С одной стороны участниками были северяне (черниговцы) и дружина (тьмутараканцы) Мстислава, а с другой варяги во главе с Ярославом и Якуном. В этом бою Ярослав потерпел поражение и бежал. Вместе с ним бежал и Якун, потеряв свою золотую луду (см. ниже) на поле брани. Ярослав вернулся в Новгород, а Якун ушёл за море[4]. В некоторых летописях ещё и дополняется тем, что Якун после ухода за море там и умер[5].

В Киево-Печерском патерике о нём говорится несколько раз. Вначале Якун упоминается как брат варяжского князя Африкана. Дальше идёт пересказ летописных данных: «иже отбѣже от золотыа руды, бияся полком по Ярославе с лютым Мъстиславом»[6]. Затем Якун выступает как гонитель сыновей Африкана (Фрианда и Шимона), которым пришлось на Русь отправиться ко двору Ярослава Мудрого[7]. От Шимона производили свой род Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы и некоторые другие дворянские роды.

Прозвище Якуна «Слепой» происходит из трактовки летописного текста — «и бе Якунъ слепъ»[8]. В таком контексте прочитал автор патерика епископ Симеон, первым дав Якуну прозвище «Слепой»[9]. Помимо данного отрывка, была полемика и вокруг названия «луды» — под этим названием понималась маска, повязка, верхняя одежда, плащ и т. д.[10] В Густынской летописи Якун также назван Слепым, но под лудой понимается златотканная одежда[11].

У В. Н. Татищева по поводу Якуна отмечается, что он был слаб глазами и имел золотую завеску на глазах[12]. Н. М. Карамзин был солидарен с В. Н. Татищевым, только называя луду повязкой[13]. Н. П. Ламбин первым стал сомневаться в правильности слова «слѣпъ», использованного летописцем. Он возражал против того, чтобы считать Якуна слепым, так как все его действия противоречат этому. Скорее предположить, что «слѣпъ» — это результат искажения переписчиков, и вернее было бы читать «сь лѣпъ», то есть «красив», как и под лудой понимать верхнюю одежду, а не повязку[14].