Ян, Карл


Карл фон Ян (нем. Karl von Jan; 22 мая 1836, Швейнфурт — 4 сентября 1899, Адельбоден) — немецкий филолог-классик и теоретик музыки.

Сын филолога-классика Людвига фон Яна (1807-1869), Карл фон Ян получил отличное классическое образование (окончил в 1857 университет Эрлангена) и уже в юности увлёкся античной музыкальной культурой. В 1859 г. в Берлинском университете защитил диссертацию (на латинском языке) «De fidibus graecorum» (О струнных инструментах [древних] греков). Устроившись на работу в берлинскую гимназию «Zum Grauen Kloster», плодотворно общался с её директором, крупным филологом и музыковедом И.Ф. Беллерманом (Bellermann). С 1862 работал в Ландсбергской гимназии, где преподавал классические языки, руководил гимназическим хором и симфоническим оркестром. С 1875 Ян преподавал языки и музыкальные дисциплины в гимназии Сааргемюнда, а в 1883—96 гг. занимал должность профессора в крупном лицее Страсбурга.

Основным трудом Яна считается его антология «Musici scriptores Graeci» (Leipzig, 1895; многие репринты). В 1899 г. (там же) вышло расширенное издание антологии, первую часть которой составили критические издания музыкальных трактатов Псевдо-Аристотеля («Проблемы»), Евклида («Деление канона»), Никомаха («Введение в гармонику»), Бакхия, Гауденция, Алипия, Клеонида и некоторые фрагментарные тексты. Во второй части (Carminum Graecorum reliquiae) Ян дал восемь образцов древнегреческой музыки в современной транскрипции (в 5-линейной нотации). Издания текстов и музыки учёный снабдил подробными комментариями (в традициях немецкой науки — на латинском языке).

Как теоретик-античник, помимо инструментов изучал загадочный древнегреческий ном, ритмику Аристоксена, философскую концепцию гармонии сфер. Ян вступил в многолетнюю полемику с другим крупным антиковедом Рудольфом Вестфалем, который (как и Геварт) искал в гармонии греков аналоги современной мажорно-минорной тональности. Ян — автор многих статей по музыкальной античности во втором издании знаменитой энциклопедии Паули-Виссова. Помимо античности Ян также занимался музыкой Средних веков (Хукбальд) и раннего барокко (Ж.Ж.Руссо).

Труды Яна заложили фундамент современного музыкального антиковедения. В то время как его транскрипции греческой музыки ныне считаются несколько устаревшими (концепция метра в музыке греков полностью пересмотрена), его издания греческих текстов о музыке до сих пор актуальны и служат основой для переводов на многие современные языки, в том числе, на русский.