2С25


2С25 «Спрут-СД» (индекс ГАБТУ — объект 952) — российская авиадесантная самоходная противотанковая пушка/лёгкий плавающий танк.

Разработана в конструкторском бюро Волгоградского тракторного завода и екатеринбургском ОКБ-9 под научным руководством климовского Центрального научно-исследовательского института точного машиностроения (ЦНИИТочМаш). Главный конструктор шасси — А. В. Шабалин, 125-мм орудия 2А75 — В. И. Наседкин. САУ 2С25 «Спрут-СД» предназначена для борьбы с танками и другой бронетехникой и живой силой противника в составе подразделений воздушно-десантных войск и морской пехоты.

К концу 1960-х годов на вооружении Советской армии ВС СССР находились плавающие танки ПТ-76. (По защищенности ПТ-76 соответствовал лёгким танкам.) Этими танками вооружались в основном разведывательные подразделения сухопутных войск, а также линейные части морской пехоты. С принятием в 1966 году на вооружение боевой машины пехоты БМП-1 целесообразность дальнейшего использования танков ПТ-76 была поставлена под сомнение, однако, по мнению маршала А. А. Гречко отказываться от техники такого класса было нельзя. Кроме того, эффективность такого класса вооружения как лёгкий плавающий танк была подтверждена опытом использования танков ПТ-76 в ходе арабо-израильских войн. Поэтому в восьмилетний план научно-исследовательских опытно-конструкторских работ была включена разработка нового лёгкого плавающего танка, превосходящего по своим характеристикам танк ПТ-76Б и его зарубежные аналоги. К началу 1980-х годов было разработано несколько моделей нового танка и, в частности, лёгкий танк «Объект 934». 21 февраля 1980 года на совещании Военно-технического совета Министерства обороны СССР было принято решение о закрытии работ по новому лёгкому танку в связи с началом работ по новой боевой машине пехоты «Объект 688»[2][3].

К середине 1980-х годов на вооружение стран НАТО начали поступать танки M60A3, M1, «Леопард 2» и «Челленджер». На вооружении ВДВ СССР к тому времени находились БМД-1 и БТР-РД «Робот», которые были не в состоянии эффективно воевать против новых основных танков вероятного противника. В то же время с принятием на вооружение самолётов Ил-76 существенно повысились возможности военно-транспортной авиации СССР — максимальная грузоподъёмность выросла до 40 т при массе десантируемого груза до 20 т. В сложившихся условиях потенциал модернизации машин типа БМД-1 и БТР-Д был исчерпан, так как ВДВ получили возможность использовать более тяжёлые боевые машины с одновременным повышением защищённости и огневой мощи. 3 ЦНИИ была разработана концепция развития военной техники ВДВ, в основу которой были заложены базовые шасси с грузоподъёмностью 3,5 и 6 тонн соответственно. Кроме того, в развитии систем вооружения ВДВ предусматривалось создание десантируемой самоходной противотанковой пушки, способной эффективно бороться с основными танками стран НАТО[4][5].