Aeritalia G.91


В конце 1953 года верховное командование НАТО, учитывая опыт войны в Корее, выдало тактико-технические требования на лёгкий тактический истребитель-бомбардировщик. Его планировали разрабатывать и производить силами европейских стран. В марте 1954 года эти требования разослали всем заинтересованным самолётостроительным фирмам Европы и Северной Америки.[1]

В требованиях НАТО было указано, что самолёт должен использоваться для борьбы с танками, артиллерией, наносить авиаудары по живой силе противника в тактической глубине, аэродромам, складам боеприпасов и ГСМ. Самолет должен был иметь возможность ведения оборонительного боя с существующими и перспективными советскими истребителями на малых и средних высотах[1]

Командование НАТО хотели получить самолёт с лётными характеристиками на уровне американского F-86 Sabre, но больше приспособленного для действий на малых высотах и имеющим лучший обзор вперед и вниз. Предполагалось, что фирма, одержавшая победу в конкурсе, получит огромный для мирного времени заказ — сразу на 1000 самолётов. Поставку первой партии из 30 самолётов планировали на первый квартал 1957 года, однако на практике все сроки значительно сдвинулись.[1]

Официально разработка итальянского самолёта, FIAT G.91, была начата в марте 1953 года, под руководством известного итальянского конструктора Джузеппе Габриелли (Gieseppe Gabrielli, 1903-1987 гг.). Габриелли создал лёгкий, компактный, простой в обслуживании и недорогой в производстве массовый самолёт, оснащённый уже имеющимися реактивным двигателем, бортовыми системами и вооружением.[1]

В июне 1955 проект G.91 выиграл конкурс; его конкурентами в конкурсе были Northrop F-5, Dassault Étendard, Sud-Est Baroudeur, Aerfer Sagittario и Breguet Taon. В результате выбора G-91 компания получила заказ на производство трёх прототипов и 27 предсерийных самолётов.

Первый полёт G.91 совершил 9 августа 1956 года. В сентябре 1957 года три конкурирующих типа самолёта (FIAT G-91, Breguet Br.1001 Taon, Dassault Mystere XXVI) встретились для проведения оценочных испытаний. В ходе этих испытаний итальянский самолёт продемонстрировал впечатляющие характеристики и в январе 1958 года был официально объявлен победителем конкурса[1].