Great Western Railway


Большая западная железная дорога (англ. Great Western Railway, GWR) — английская железная дорога, связывавшая Лондон с Юго-западной, Западной Англией, Западным Мидлендсом и Уэльсом. Компания входила в Большую четвёрку Британских железнодорожных компаний.

Дорога основана в 1833 году, получила парламентский Акт-разрешение 31 августа 1835 года, первые поезда по ней пошли в 1838 году, первый маршрут Лондон—Бристоль был полностью открыт в 1841 году. Строительством руководил инженер Изамбард Кингдом Брюнель, выбравший для дороги широкую колею 7 футов (2100 мм). Последние участки широкой колеи были перешиты на стандартную только в 1892 году.

GWR единственная из всех старых железнодорожных компаний сохранилась при укрупнении британских железных дорог по Акту 1921 года (к ней были присоединены некоторые другие дороги) и просуществовала до национализации железных дорог в 1948 году, после чего влилась в состав британских железных дорог.

Расхожими расшифровками аббревиатуры GWR стали, с одной стороны, англ. God's Wonderful Railway — «чудо господне», а с другой — англ. Great Way Round — «большой крюк». Также она была известна под прозвищем англ. Holiday Line — «летняя линия», потому что многие путешествовали по ней на курорты Ла-Манша, Бристольского пролива, Девона (Торки), Сомерсета (Майнхед) и Корнуолла (Ньюквей и Сент-Айвс).

Паровозы, в том числе построенные на собственном заводе компании Swindon Works, носили брансвикскую зелёную ливрею, пассажирские вагоны большую часть времени — двухцветную окраску «какао со сливками», товарные вагоны были красные, а затем серые средней плотности. Компания впервые в Англии применила большие и потому более экономичные товарные вагоны.

Среди поездов дальнего следования GWR знамениты экспрессы «Летучий голландец», «Корнуоллская ривьера» и «Челтенхэм Спа». Множество пригородных и сельских маршрутов обслуживали поезда, паровые вагоны и автомотрисы.