Food art


Food Art или Eat Art — направление в современном искусстве, в рамках которого еда выступает в качестве выразительного средства при создание произведений искусства[1], является одним из направлений нового реализма. Зародилось в 1960-х годах во Франции[1]. У истоков создания направления стоял швейцарский художник Даниэль Шпёрри, благодаря которому еда вышла из полотна и стала материалом наравне с краской, карандашами или бумагой[1].

Поскольку пища является скоропортящейся продуктом, Eat Art не подразумевает создание произведений для долгосрочного экспонирования, а существует главным образом путём создания каждый раз новых работ. В создании работ часто использовалась техника ассамбляжа, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы скомпонованные на плоскости[2].

В конце 1950-х годов Даниэль Шпёрри участник арт-группы «Новый реализм», проживая в Париже, начинает создавать свои «картины-ловушки» (полотна или объекты, в которых «схвачены» элементы реальности), эти работы фиксируют конец трапезы художника. В 1963 году он организует «Эфемерный ресторан» в котором каждый посетитель может создать своё произведение искусства, в виде оставшейся после поглощения пищи остатков еды и столовой посуды и приборов. Каждая трапеза в ресторане заканчивается «картиной-ловушкой» а её автор получает сертификат от Шпёрри[3].

В 1967—1968 годах Шпёрри создал серию из 25 художественных объектов под названием «Гастрономический дневник», процесс создания заключался в организации званных обедов с известными личностями, которые в определённый момент прерывались, после чего стол с остатками еды и посуды превращались в предмет искусства. Столовые приборы и скатерти приклеивались к столовой поверхности, остатки еды подкрашивались и лакировались, затем ножки стола откручивались и столешница превращалась в полотно, которое поднималось и прибилось к стене. Таким образом создавался новый вид натюрморта.

В 1968 году в Париже открывается ресторан Spoerri, в котором из еды творят такие художники как Арман, Ники де Сен-Фалль, Доротея Зельц, Жан Тенгели, Ив Кляйн[4]. Блюда заведения, иногда очень экзотические, такие как тушёное мясо питона или стейк из тигра, не являются принципиально инновационными продуктами. Важно, прежде всего, концептуальное художественно вмешательство в предлагаемую еду. Все банкеты и приёмы в ресторане выдержанны в стиле «Нового реализма».

Продолжателем направления стала канадская художница Яна Стрербак, которая в рамках концепции «еда и человечества» скроила платье из протухших кусков мяса, которое презентовала на одной из выставок, работа была названа «Платье из плоти для анорексика-альбиноса»[5].