Aircraft Industries


Aircraft Industries, a.s. (ранее называлась Let Kunovice) — чешская (ранее чехословацкая) авиастроительная компания. Наиболее известной продукцией этого авиапроизводителя является самолёт L-410 Turbolet, за всё время производства которого было выпущено более тысячи машин. Штаб-квартира компании находится в Куновице, район Угерске-Градиште, Чехия[2]. Является дочерней структурой чешского OMPO Holding[3].

В 1936 году в Куновице началось строительство авиазавода, как филиала завода Авиа Летняны[4]. До и во время Второй мировой войны недостроенный завод работал только в качестве ремонтного подразделения. После окончания войны предприятие было национализировано, и в 1950-53 был построен новый завод. В 1957—1967 он был назван SPP (чеш. Strojírny První pětiletky — «Машиностроительные заводы Первой пятилетки»), а в 1967 году получил прежнее название LET. В то время предприятие производило по лицензии советские учебно-тренировочные истребители Як-11 (под обозначением С-11), а также гражданские самолёты Aero Ae 45  (англ.).

В 1957 году компания начала производство лёгкого самолёта Let L-200 Morava, а четыре года спустя — самолёта сельхозавиации Zlin Z-37 Cmelak  (англ.), которые имели коммерческий успех. Через некоторое время LET также подготовил к выпуску учебный реактивный самолет L-29.

На протяжении целого ряда лет компания разрабатывала и выпускала планёры Z 22, Z 124 Galánka, LF 109 Pioneer, Z 425 Šohaj. Однако самыми популярными планёрами производства LET являются LET L-13 Blaník, LET L-23 Super Blaník и L-33 Solo. Цельнометаллический LET L-13 Blaník выпускался предприятием с 1958 года на протяжении пяти десятилетий (выпущено более 3000 единиц).

В 1960-е годы инженеры LET разработали 19-местный турбовинтовой самолёт местных авиалиний — Let L-410 Turbolet, за многие годы было произведено более 1100 экземпляров данной модели. Этот популярный самолет прошел ряд усовершенствований и модернизаций, и новейшие его типы — L 410 UVP-E20 и L 420 сертифицированы соответственно EASA и FAA[5].

В 1990-х годах, после распада СССР и СЭВ, спрос на самолёты Л-410 упал, и темп их производства снизился более чем в 10 раз (с 50 машин в год до 2—5). Завод несколько раз менял собственников и проходил процедуру банкротства. В 2005 году завод после очередного банкротства приобретен компанией Aircraft Industries. Ситуация значительно улучшилась с 2008 года, когда 51% акций предприятия Aircraft Industries купило российское ОАО «Уральская горно-металлургическая компания».[6] В 2009—2013 годах выпущено 60 машин. В 2015 году планировалось собрать 20 машин.[7].