Tr2


Tr2 (Tavarajunaveturi raskas (с фин. — «Товарный тяжёлый паровоз»), тип 2) — серия мощных грузовых паровозов с пятью движущими осями, эксплуатировавшихся на Финских государственных железных дорогах. Это были мощнейшие паровозы, когда либо эксплуатировавшиеся в Финляндии.

По данным профессора Юкки Нурминена (фин. Jukka Nurminen), всего существовало 2 разных семейства, получивших данное обозначение серии: типа 0-5-0 и 1-5-0.

На начальном этапе Советско-германской войны быстрое наступление Вермахта позволило ему захватить и значительное количество советской техники, в том числе свыше тысячи локомотивов. Часть трофеев были передана немцами союзникам, в том числе Финляндии, которая таким образом получила в общей сложности 302 локомотива колеи 1524 мм, причём многие из них ранее эксплуатировались на эстонских, латвийских, литовских и польских железных дорогах. В это число вошли и 27 паровозов семейства Э (включая разновидности Эш, Эг, Эу, Эр) типа 0-5-0, которым была присвоена серия Vr2 и новые номера.

После окончания в 1944 году Советско-финской войны, данные паровозы вернулись в Советский Союз, где им вновь присвоили серию Э, однако сохранили полученные в Финляндии номера.

С 1943 года из США в Советский Союз по ленд-лизу начались поставки локомотивов, в том числе паровозов серий ЕА и ЕМ типа 1-5-0, которые строились на заводах American Locomotive Company (ALCO) и Baldwin Locomotive Works (Baldwin). Всего СССР получил две тысячи этих паровозов (заводской тип S-25), когда после окончания военных событий от него поступила рекламация об отказе от дальнейших поставок паровозов серии Е с завода Baldwin, а также части паровозов с завода ALCO. В результате на складах заводов скопилось 67 этих локомотивов, которые надо было куда-то деть.

В свою очередь Финляндия в первые послевоенные годы нуждалась в большом числе локомотивов, чтобы справиться с возросшими перевозками в связи с восстановлением страны после войны. Однако её промышленность не была готова к массовому локомотивостроению. Тогда 18 июня 1946 года финская железнодорожная компания Suomen Valtion Rautatiet приобрела у американских заводов 20 паровозов типа 1-5-0 по цене 93 000 $ за штуку. От ЕА и ЕМ они почти ничем не отличались, за исключением того, что на них отсутствовал подогреватель питательной воды, а прожектор с центра дверцы дымовой коробки переместился наверх перед дымовой трубой (как на ЕЛ, строившихся в период Первой мировой войны). Также по неопределённым причинам завод ALCO выпустил для своих паровозов новые заводские таблички, которые стали устанавливаться в центре дверцы дымовой камеры. На финских железных дорогах паровозы получили обозначение серии Tr2 и номера в диапазоне 1300—1319.