Красная палатка (фильм)


«Кра́сная пала́тка» (итал. La tenda rossa, англ. The Red Tent) — совместный советско-британско-итальянский цветной широкоформатный художественный фильм 1969 года. Последняя режиссёрская работа Михаила Константиновича Калатозова. Основан на реальных событиях — истории спасения итальянских аэронавтов в Арктике в 1928 году.

Спустя сорок лет после крушения в Арктике дирижабля «Италия» престарелый генерал Нобиле продолжает мучиться, пытаясь найти для себя оправдание за свою не слишком блестящую роль в трагедии 1928 года: он улетел со льдины при первой же возможности, вместо того, чтобы уйти последним, как подобает командиру. В своём воображении генерал снова и снова собирает в комнате участников тех событий, чтобы потребовать от них суда над собой. Лётчики Лундборг и Чухновский, исследователи Амундсен и Самойлович, метеоролог Мальмгрен и его возлюбленная Валерия, радист Бьяджи, капитан базового судна Романья и штурман «Италии» Дзаппи становятся обвинителями, присяжными, свидетелями и адвокатами. Они заново с пристрастием рассматривают каждый шаг Нобиле от вылета экспедиции из Кингсбея до спасения оставшихся в живых советскими лётчиками и моряками. И снова каждый остаётся при своём мнении. Присяжные выносят вердикт «виновен»; Самойлович и Чухновский отказываются от роли судей; сержант Бьяджи советует генералу успокоиться и за давностью лет сменить, наконец, мундир на пижаму. Амундсен отменяет решение присяжных и произносит финальный монолог о том, что командир не имеет права на человеческие слабости, но при этом не может не оставаться живым человеком со слабостями.

Первые варианты сценария написал Юрий Нагибин, но из-за разногласий с продюсером он отказался от продолжения работы. Сценарий заканчивал итальянский сценарист Эннио де Кончини при участии английского писателя Роберта Болта.

Арктические эпизоды снимали частью в Подмосковье, частью под Ленинградом на берегу Финского залива и частью — в настоящей Арктике, на Земле Франца-Иосифа, в бухте Тихая. Эпилог фильма — образование айсберга — снят у побережья Норвегии.

Для съёмок была построена наполненная гелием модель дирижабля «Италия» длиной 20 м, которую буксировали с земли и с воды на тросах. Модель несколько раз терпела аварию, натыкаясь на разные предметы при порывах ветра. Настоящий ледокол «Красин» был капитально перестроен в ГДР в 1956 году и после модернизации мало напоминал внешним обликом тот ледокол, что в 1928 году спас итальянских полярных путешественников. В качестве «Красина» в фильме снимали другой ледокол — «Сибиряков», построенный в 1926 году в Роттердаме (Голландия) и до 1945 года принадлежавший Финляндии, где он носил название «Яакарху» («Белый медведь»). «Сибиряков» имел сходную конструкцию корпуса и надстроек, однако был заметно меньше: длина 78,45 м, ширина 19,3 м, водоизмещение 4850 т — против 99,8 м, 21,64 м и 8832 т у «Красина».