Радонежский, Платон Анемподистович


Платон Анемподистович Радонежский (1826, Коприно, Ярославская губерния — 19 сентября [1 октября] 1879, Москва) — артист Императорской Московской русской оперной труппы (бас-баритон) и камерный певец.

Родился в 1826 (в некоторых источниках — 1827 и 1829) году в селе Коприне Рыбинского уезда Ярославской губернии[1] в семье священника[2]. Всё семейство Радонежских обладало прекрасными голосами, музыкальностью и очень любило пение. С 6 лет Платон пел в церковном хоре. У него был выдающийся голос, поэтому, когда, окончив Рыбинское уездное училище, он поступил в Ярославскую духовную семинарию, то тотчас же был записан в певческий хор. В семинарии он гораздо больше обращал внимания на развитие своего голоса, нежели на учебные занятия, и был выпущен из неё по второму разряду, после чего поступил писцом в Ярославское губернское правление. Прекрасный голос его был известен всему городу.

На одном из вечеров в 1849 году Радонежский познакомился с известным певцом Александром Бантышевым; тот взял его с собой в Москву. Там Радонежский поступил вольноприходящим в Московское театральное училище и обучался пению у К. Тамброни. Познакомился с А. Островским, Н. Гоголем (занимался перепиской второй части его «Мертвых душ»), А. Верстовским, И. Сосницким, М. Щепкиным. В 1850 году с труппою актёров отправился путешествовать по провинциальным городам. Побывал в Воронеже, Ярославле и Рыбинске, где исполнял русские романсы и песни. Его могучий голос и та необычайная задушевность, с которой он пел, обращали на себя общее внимание. В 1854 году на собранные от концертов деньги уехал в Петербург, где брал уроки пения у Ф. Риччи. В это время ему финансово помогали В. Одоевский и М. Виельгорский. В 1856 году зачислен в Петербургскую оперную труппу, однако партий ему не давали.

В начале 1857 года, благодаря финансовой поддержке П. Демидова, Радонежский получил возможность ехать в Италию, чтобы получить более солидное вокальное образование. В Италии он брал уроки у знаменитостей музыкального мира: Д. Гордиджиани, А. Чеккерини, П. Романи. Его голос был очень сильный, чистый и в то же время необыкновенно мягкий, музыкальный. Все учителя занимались с ним очень охотно. Пел в хоре русской церкви на вилле П. Демидова, выступал на концертах. В 1860 году дебютировал во флорентийском театре «Пергола[итал.]». В 1861 году во флорентийском соборе исполнял басовую партию в известной оратории Россини «Моисей»; успех его был громадный. Был принят в члены Флорентийского филармонического общества. Выступал в оперных театрах Италии: в Риме, Болонье, Мантуе, Венеции, Милане, Тоскане, Генуе, Лукке. В начале 1862 года дал 14 концертов в Германии, Франции и Швейцарии.

Получил ангажемент в Америку, но отказался, вернулся в Россию. Выступил в Петербурге в первый раз в концерте Д. Леоновой. Его не только заметили, но сразу причислили к выдающимся русским певцам. В 1863—1865 годах солист петербургского Мариинского театра. В 1864 году успешно гастролировал в Париже.