Роствертол


«Роствертол» (Ростовский вертолётный производственный комплекс «Публичное акционерное общество „Роствертол“»)[5] — российская авиастроительная компания и одноимённое авиастроительное предприятие холдинга «Вертолёты России» госкорпорации «Ростех», расположенное в Ростове-на-Дону. В советский период предприятие носило наименование «Завод № 168», позднее — Ростовское вертолётное производственное объединение (РВПО).

Для проведения испытаний используется заводской аэродром «Ростов-на-Дону (Северный)»[6]. Из-за российского вторжения в Украину, «Роствертол» находится под санкциями 27 стран Евросоюза, США и ряда других государств.

В 1935 на месте старого аэродрома в Ростове-на-Дону начал строиться автосборочный завод, который в 1939 году подменил московский Государственный автосборочный завод имени Коммунистического Интернационала молодёжи (ныне «Москвич») как место «отвёрточной сборки» 1,5-тонных грузовиков ГАЗ-АА. Завод успел выпустить 20 250 полуторок за два года, потому что спустя лишь три месяца после выпуска первой в апреле 1939 на его площадях начало разворачиваться строительство уже авиационного завода № 458 для выпуска учебно-тренировочной версии истребителя И-16 (310 построено, 146 отремонтировано). При приближении немцев к Ростову в октябре 1941 он был эвакуирован в пригород Баку на площадку завода № 446, где перешёл с устаревших самолётов на более нужные фронту изделия.

В мае 1943 по адресу разрушенного предприятия организован завод № 87, в который в октябре 1944 года влился завод № 168 из Волжска. Восстановленный завод начал выпуск самолётов УТ-2М и По-2, широко применявшихся во время Второй мировой войны. До конца 1940-х годов производились деревянные самолёты с поршневыми двигателями.

В 1949 году предприятие приступило к серийному производству транспортно-десантных планёров Як-14 вместимостью 25 человек. Это первая цельнометаллическая машина, выпускавшаяся предприятием.

В 19541955 годах на заводе готовились к выпуску турбореактивного самолёта-штурмовика Ил-40, была построена малая серия из пяти бортов, однако в апреле 1956 в рамках хрущёвских сокращений армии он был снят с серийного производства, а штурмовая авиация в СССР упразднена.