Торретти, Джузеппе


Джузеппе Торретти, или Торретто[1] (итал. Giuseppe Torretti, Torretto; 29 августа 1664, Паньяно д’Азоло — 13 декабря 1743, Венеция) — итальянский скульптор из Венеции, работал в эпоху барокко.

О жизни скульптора сохранилось мало свидетельств. Известно, что он родился в д’Азоло, провинция Тревизо. Около 1680 года прибыл в Венецию, работал резчиком по камню и дереву. Вероятно, изготавливал деревянные статуи для венецианских церквей, но достоверные сведения о них отсутствуют[2].

Позднее Торретти имел свою мастерскую в Венеции, в районе Кастелло. В 1710 году вместе с П. Баратта, архитектором Д. Росси и другими художниками отправился в Рим для изучения памятников античного искусства. 1711 годом датируется деревянное Распятие, которое Торретти выполнил для венецианской церкви Сан-Моизе.

Под влиянием произведений античной скульптуры периода эллинизма и неоаттической школы индивидуальный стиль Торретти постепенно эволюционировал от барокко к неоклассицизму. Мягкие складки одежд в его скульптурах и удлинённые пропорции фигур действительно напоминают работы мастеров эллинизма[3]. Торретти успешно работал по заказам аристократической венецианской семьи Манин. Он выполнял скульптуру для интерьеров Палаццо Дольфин-Манин, расположенного на Гранд-канале близ моста Риальто. Он создал статуи архангела Михаила и Дельфийской сивиллы для Капеллы Манин в церкви Скальци, или Санта-Мария-ди-Назарет (1716).

В следующем году по воле Романелло Манин Джузеппе в сотрудничестве с архитектором Доменико Росси начал работу для главного алтаря собора в Удине. Он создал рельефы и статуи Девы Марии и Архангела Гавриила для сцены Благовещения.

Торретти работал для венецианских церквей Санта-Мария-Формоза и Санти-Джованни-э-Паоло. Одно из самых известных произведений Торретти — аллегорическая фигура Смирения (dell’Umiltà) в венецианской церкви Санта-Мария-дей-Кармини.