Лебрен, Андре Жан


Андре Жан Лебрен (Ле Брен) (фр.  André Le Brun; 1737, Париж — 30 сентября 1811, Вильнюс)[3][4] — французский художник: скульптор и рисовальщик при дворе польского короля Станислава Августа Понятовского в Варшаве. Член Парижской Академии Святого Луки. Работал также в Риме и Санкт-Петербурге.

Андре Жан Лебрен родился в Париже в 1737 году в семье Франко-фламандского происхождения. Учился у скульптора Жана-Батиста Пигаля. В 1756 году выиграл Римскую премию Королевской Академии живописи и скульптуры и с 1759 года продолжил обучение во Французской академии в Риме. Выполненные им скульптуры, в том числе статуя Давида для церкви Сан-Карло-аль-Корсо, портретные бюсты папы Климента XIII и кардинала Джузеппе Мария Ферони, получили признание в римском обществе.

В 1768 году, благодаря содействию Марии Терезы Жофрен, хозяйки знаменитого литературного салона в Париже, Лебрен получил место придворного скульптора короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, руководил скульптурной мастерской в Королевском замке в Варшаве. Через несколько лет король отправил его обратно в Рим для изучения древностей, чтобы совершенствовать своё мастерство. По возвращении в Варшаву в 1779 году Лебрен работал над отделкой дворца в Лазенках.

В 1795 году Андре Жан Лебрен вместе со свергнутым с престола Станиславом II отправился в Санкт-Петербург, где создал, среди прочего, портретные бюсты императрицы Марии Фёдоровны и полководца Александра Васильевича Суворова.

В 1802 (по иным данным в 1808) году Лебрен начал работать профессором скульптуры и резьбы по камню в императорском Виленском университете. Андре Жан Лебрен оставался в этой должности до своей смерти в 1811 году[5]. Лебрен был членом Академии Святого Луки в Париже и Академии наук, литературы и искусства в Марселе.

Индивидуальный стиль Лебрена складывался под влиянием школы римского барокко. Работая в Польше, Лебрен постепенно склонялся к классицистическому стилю. Его близким соратником был Якуб Мональди. Скульптуры и рисунки Лебрена, встречающиеся в польских и российских коллекциях, атрибутируются относительно легко. Подписанный лист в собрании Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге, описанный М. В. Доброклонским, подтверждает подобные атрибуции. Эрмитажное собрание рисунков художника, поступившее в музей в 1925 году из коллекции Н. Б. Юсупова, состоит всего из десяти листов художника, в том числе редких образцов бытового жанра[6].