Пигаль, Жан-Батист


Жан-Бати́ст Пига́ль (фр. Jean-Baptiste Pigalle; 26 января, 1714, Рюэй-Мальмезон — 22 августа 1785, Париж) — скульптор французского неоклассицизма. Парижский учитель русского скульптора Ф. И. Шубина[5].

Жан-Батист Пигаль происходил из семьи мастеров-краснодеревщиков. Учился скульптуре у Робера Ле Лоррена, ученика Ф. Жирардона, а затем у Ж.-Б. Лемуана. Однако его заявление о приёме в Школу изящных искусств в Париже было отклонено. Потерпев неудачу и в конкурсе на получение Римской премии, он в 1734 году отправился в Италию на собственные средства. Благодаря финансовой поддержке скульптора Гийома Кусту Старшего он смог пробыть там до 1739 года[6].

По возвращении на родину Пигаль жил в Париже, в доме, построенном его отцом в 1715 году на улице Месле, 42; сотрудничал со своим родственником Кристофом-Габриэлем Аллегреном, у которого там была студия. Благодаря успеху скульптуры «Меркурий, завязывающий сандалию» (1744) Пигаль смог наконец поступить в Школу изящных искусств.

В 1744 году Пигаль был избран в члены Королевской академии живописи и скульптуры, где впоследствии занимал одну за другой должности профессора (1752), ректора (1777) и канцлера (1785). Также до 1783 года Пигаль являлся старшим скульптором Академии.

По возвращении на родину Ж.-Б. Пигаль создал изваяние Святой Девы Марии для церкви Дома Инвалидов в Париже и две статуи Людовика XV, из которых одна была отправлена в Реймс, а другая помещена во дворце Бельвю.

Его индивидуальный стиль колебался на грани рококо и неоклассицизма. Творчество художника тяготело к камерным формам, мягкому лирическому стилю. Особое влияние на него оказали произведения Эдме Бушардона. Пигаль был известным художником, его работы ценили аристократические заказчики. Прослышав о его успехах, мадам де Помпадур, истинная покровительница искусств, в 1750 году взяла скульптора под свою опеку. Для маркизы он изваял несколько статуэток детей — обаятельных, но с налётом сентиментальности («Мальчик с клеткой для птиц», 1750). Жан-Батист Пигаль создавал портретные бюсты и статуи великих интеллектуалов, таких как Вольтер или Дидро, для последнего он, согласно письму Дидро к его жене в конце октября 1773 года, станет крёстным отцом внучки.