Бело-голубая керамика


Бело-голубая керамика (кит. 青花 — «синие цветы, узоры», англ. Blue and white pottery — бело-голубая посуда) — разновидность искусства вазописи. Изделия из керамики, фаянса, фарфора с голубой (синей) росписью, обычно подглазурной, при которой мастер пишет по поверхности предварительно обожжённого изделия (так называемый утильный обжиг, или по «по-сырому» слою белой оловянной глазури как в итальянской майолике), а затем, поверх росписи, изделие покрывают прозрачным слоем блестящей свинцовой глазури, с последующим обжигом около 1000 °С.

Характерный синий цвет даёт оксид кобальта — краска, которая долгое время в истории керамики, до разработки широкой палитры полихромной росписи в Германии в первой четверти XVIII века, оставалась единственным пигментом, невыгорающим при обжиге. Отсюда характерный колорит бело-синей росписи, который долгое время сопутствовал истории расписной керамики (итал. a berettino — по синему; итал. sopra azurro — на голубом), а также названия: «синий кобальт», «цветущий кобальт»[1].

Oкисью кобальта вначале расписывали свои изделия китайские мастера, позднее они стали добавлять чёрную, жёлтую, зелёную, розовую краски, и только в 1720-х годах заимствовали у европейцев посредством голландских торговцев рецепты других «обжигающихся красок»[2]. Роспись синим кобальтом использовали голландские мастера делфтских фаянсов, испано-мавританской керамики, подмосковной Гжели, французских фаянсовых изделий из Руана.

Своим распространением голубой декор обязан иракским мастерам, в частности мастерских Басры. Однако в течение IX века импорт керамической продукции в Ирак шёл именно из Китая. В IX веке Ирак становится крупнейшим центром распространения фаянсовых изделий с кобальтовой росписью[3].

Несмотря на то, что сильное распространение этот вид керамических изделий получил в XIV веке уже в IX веке во время правления династии Мин воспроизводились первые образцы схожей продукции. Благодаря археологическим раскопкам в районе провинции Хэнань на территории работы печей Гунъи обнаружены осколки бело-голубой керамики[4]. Эти осколки не были фарфоровыми, а скорее глиняными, покрашенными голубым пигментом[5]. До времени правления династии Сун кобальт иногда использовался в качестве вспомогательного материала, но не имел широкого распространения[6].

Полное утверждение кобальтовых росписей в фарфоровом производстве произошло только при династии Юань. Цзиндэчжэнь окончательно становится ведущим производственным центром фарфора: при Мин и при Цин в нём выпускалось до 80 % от общего числа национальных фарфоровых изделий[7]. Также при династии Юань происходит создание определённых категорий и форм предметов: блюда, чаши, вазы-гуанъ, бутыли с грушевидным (в форме тыквы-горлянки) туловом. Подлинных предметов эпохи Юань осталось немного.