Богослужение мирянским чином


Богослуже́ние миря́нским чи́ном (мирским, соборно-приходским[1], намного реже — бессвященническим, безсвященнословным[2]) — христианское богослужение, совершаемое в отсутствие священника и без Евхаристии[3]. По форме — обедница[4] (не путать с обедней) — это собрание верующих с чтением молитв, пением христианских гимнов и чтением Священного Писания. Такие богослужения проводят сами миряне.

Богослужение мирянским чином берёт начало в древности, когда монахи-анахореты редко принимали священный сан и для совершения Божественной литургии приглашали пресвитера либо приходили сами на общую службу в положенный день, удаляясь затем на остальные дни в келью или скит и совершая положенные по времени службы самостоятельно без иерея[8]. В Древней Руси верующие собирались всей «домашней церковью» и прочитывали вечером — повечерие, а ранним утром — полунощницу[8]. В России большое вынужденное распространение практика богослужений мирянским чином получила в среде старообрядцев-беспоповцев. В конце XVIII века на Русской Аляске алеутов и эскимосов крестили мирянским чином[14][15][16][17][18], позднее в начале XIX века мирянским чином служили колонисты в Троице-Никольской часовне Форта Росс[19][20], а в конце XIX века в канадской местности с русским названием Восток были организованы регулярные богослужения мирянским чином, которые пользовались большим успехом и даже посещались представителями иных христианских конфессий из близлежащих районов[21]. Богослужение мирянским чином вынужденно практиковалось в годы советских репрессий против духовенства[22][23][24][25][26][27]: христиане тайком собирались по домам или даже в лесах[28], в удалённых от центра деревнях; вдали от надзора атеистических властей верующие собирались в «неформальные» молитвенные дома на великие праздники и молились, составляя службу как могли[8]. Особая необходимость в этом возникала в случае смерти кого-либо из жителей деревни, и тогда старушки прочитывали-пропевали чин отпевания, опуская священнические возгласы и молитвы[8]. Нередко и в рабочих районах жилые и торговые муниципализированные дома сдавались в аренду под молитвенные дома; в одном, например, Горьковском крае насчитывалось до 1500 молитвенных домов[29][30]. В советские годы широкое распространение получило катакомбное движение[31][32][33], в котором, можно полагать, мирянский чин имел не последнее значение в сохранении христианского благочестия. Актуальным оказалось мирянское служение и в первые постсоветские годы, когда священников было ещё мало[34][35].

Сейчас богослужение мирянским чином встречается на некоторых сельских приходах[a] и городских[b]. Потребность в мирянских богослужениях возникает и в сибирском регионе, где активна православная миссия: на Чукотке[55][56][57][58][59], в Якутии[60][61][62][63], Тыве[64][65][66]. Иногда единоверцы вынуждены совершать службы мирским чином из-за малочисленности священников, владеющих старым обрядом[67].