Создатель в буддизме


Буддистская концепция Создателя отрицает[1][2][3][4] идеи бога-творца и других первопричин бытия, что служит ключевым различием между буддизмом и теистическими религиями. По этой причине буддизм часто описывается[кем?] как «спиритуалистическая философия», единственная цель которой состоит в полном избавлении от страданий сансары[5][6], именуется нирваной. Будда отказывался подтверждать любые точки зрения по вопросу сотворения мира[7] и констатировал бесполезность вопросов о происхождении мира[8][9]. Некоторые авторы, практикующие буддийскую медитацию, полагают, что буддизм не отрицает возможность веры в Бога, хотя отмечают, что божество в буддизме понимается иначе, чем в теизме и политеизме[10]. Буддийские мастера рассматривают веру в Бога как разновидность этернализма, препятствие на пути к достижению нирваны[11] — высшей цели буддийской практики[12].

Понятие «Бог» иногда связывается с почитанием трёх драгоценностей[13], хотя две главные школы буддизма слегка расходятся по вопросу их трактовки. Если последователи тхеравады считают Будду человеком, достигшим нирваны или архатства исключительно за счёт человеческих усилий, то последователи Махаяны рассматривают его как воплощение Дхармакаи, явившееся в мир для блага всех живых существ, а не просто как обычного человека.[14] Кроме того, некоторые последователи Махаяны поклоняются бодхисаттве Авалокитешваре[15] и надеются переродиться в его сфере.[16]

Буддисты принимают существование обитателей высших миров (см. Буддийская космология), известных как «дэвы», но они, подобно людям, считаются претерпевающими страдания сансары,[17] и не особо мудрее нас. Будда часто изображается учителем богов[18] и превосходит их.[19]

Как пишет известный американский буддолог Ричард Хайес, «позиция Будды, представленная в никаях, в большей степени анти-спекулятивна, нежели отчётливо атеистична», хотя «Гаутама считал веру в Бога вредоносной».[20]